Биографии Характеристики Анализ

Какие изменения происходят в современном обществе. Типология обществ: Традиционное, индустриальное и постриндустриальное общества

Размер: px

Начинать показ со страницы:

Транскрипт

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 8 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать следующим образом: внимательно прочитайте задание; если Вы отвечаете на теоретический вопрос или решаете ситуационную задачу, обдумайте и сформулируйте конкретный ответ (ответ должен быть кратким, и его содержание следует вписать в отведённое поле; записи ведите чётко и разборчиво). За каждый правильный ответ Вы можете получить определённое членами жюри количество баллов, не выше указанной максимальной оценки. Сумма набранных баллов за все решённые вопросы итог Вашей работы. Максимальное количество баллов 100. Задания считаются выполненными, если Вы вовремя сдали их членам жюри. Желаем успеха! 1

2 Методика оценивания выполнения олимпиадных заданий 1. Выберите правильный ответ и внесите в таблицу его номер Повышение золотого содержания или валютного курса денежной единицы государства это 1) девальвация 2) ревальвация 3) деноминация 4) дефляция 1.2. Согласно кодексу общественной организации «В здоровом теле здоровый дух» её члены должны воздерживаться от употребления табака и алкоголя, в общении друг с другом соблюдать правила вежливости, помогать престарелым членам организации, принимать участие в спортивных и оздоровительных мероприятиях, проводимых организацией. Какие социальные нормы нашли своё отражение в данных положениях кодекса? 1) корпоративные и моральные 2) моральные и правовые 3) правовые и корпоративные 4) моральные и политические 1.3. Тоталитарный политический режим отличает от авторитарного 1) ограничение прав и свобод граждан 2) отсутствие ответственности власти перед обществом 3) применение репрессий к противникам режима 4) контроль государства за всеми сферами общественной жизни По 1 баллу за каждый верный ответ. Максимум за задание 3 балла. 2

3 2. Выберите несколько верных ответов. Ответы занесите в таблицу Выберите из приведённого списка примеры восходящей вертикальной социальной мобильности. 1) Депутат Государственной Думы шестого созыва М. был переизбран в Государственную Думу седьмого созыва. 2) Бухгалтер В. ушёл на пенсию. 3) Майору T. присвоено звание подполковника. 4) Продавец H. назначена директором магазина. 5) Студент Томского университета К. перевёлся с исторического факультета на филологический. 6) Сантехник В. выиграл в лотерею 42 миллиона рублей Кто в Российской Федерации обладает правом законодательной инициативы при принятии федеральных законов? 1) Государственная Дума 2) Совет Федерации 3) Председатель Правительства РФ 4) Президент РФ 5) Генеральный Прокурор РФ 6) законодательные органы субъектов Российской Федерации 7) органы местного самоуправления 2.3. К направлениям философии относятся 1) идеализм 2) кубизм 3) позитивизм 4) марксизм 5) абстракционизм 6) классицизм 2.4. Брак расторгается в судебном порядке в случае 1) возражений одного из супругов против расторжения брака 2) наличия у супругов общих несовершеннолетних детей 3) признания одного из супругов недееспособным 4) несовершеннолетия одного из супругов 5) осуждения одного из супругов к лишению свободы на срок более 3 лет По 2 балла за полностью верный ответ, 1 балл за ответ с одной ошибкой (не указан один из верных ответов, или наряду со всеми указанными верными ответами приводится один неверный). Максимум за задание 8 баллов. 3

4 3. Что объединяет приведённые ниже понятия? Дайте максимально точный ответ Вексель, акция, облигация, чек. Ценные бумаги Обычай, традиция, табу, мораль. Виды социальных норм. По 2 балла за каждый верный ответ. Максимум за задание 4 балла. 4. Дайте краткое обоснование ряда (что объединяет перечисленные элементы). Укажите, какой из элементов является лишним по данному основанию Область, край, город федерального значения, федеральный округ, автономный округ вид субъектов Российской Федерации, лишний элемент федеральный округ Труд, земля, налоги, предпринимательские способности, капитал факторы производства, лишний элемент налоги. По 3 балла за верный ответ (2 балла за правильное обоснование, 1 балл за указание лишнего). Максимум за задание 6 баллов. 5. «Да» или «нет»? Если Вы согласны с утверждением, напишите «да», если не согласны «нет». Внесите свои ответы в таблицу Все мировые религии возникли в Древнем мире Роль государства в экономических процессах является предметом изучения макроэкономики Большинство государств мира являются унитарными «19 декабря 2016 г. коллегии выборщиков в 50 штатах США и округе Колумбия большинством голосов официально избрали Дональда Трампа президентом США». Данное сообщение отражает ступенчатый характер выборов на пост Президента США. 4

5 5.5. Ах! чувствую: ничто не может нас Среди мирских печалей успокоить; Ничто, ничто... едина разве совесть. Так, здравая, она восторжествует Над злобою, над тёмной клеветою. Но если в ней единое пятно, Единое, случайно завелося, Тогда беда! как язвой моровой Душа сгорит, нальётся сердце ядом, Как молотком стучит в ушах упрёк, И всё тошнит, и голова кружится. (А.С. Пушкин) В данном фрагменте отражён внешний социальный контроль Нет Да Да Да Нет По 1 баллу за каждый верный ответ. Максимум за задание 5 баллов. 6. Ученик готовил презентацию по обществознанию, но в её итоговой версии произошёл сбой, в результате чего перемешались иллюстрации. Помогите восстановить презентацию по имеющимся иллюстрациям. Заполните схему, указав общую для всех изображений категорию (обобщающее понятие), а также составляющие её элементы. Впишите в соответствующие ячейки буквенные обозначения иллюстраций, которые относятся к названным Вами элементам. А Б 5

6 Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию уч. г. В Г Д Е 1 балл за обобщающее понятие. По 1 баллу за каждый верный элемент ответа второго уровня. Максимум за задание 10 баллов. 6

7 7. Прочитайте фрагмент работы Джона Локка «Два трактата о правлении». Но хотя люди, когда они вступают в государство, отказываются от равенства, свободы и исполнительной власти, которыми они обладали в естественном состоянии, и передают их в руки государства, с тем чтобы в дальнейшем этим располагала законодательная власть в той мере, в какой этого будет требовать благо общества, всё же это делается каждым лишь с намерением как можно лучше сохранить себя, свою свободу и собственность. Власть общества или созданного людьми законодательного органа никогда не может простираться далее, нежели это необходимо для общего блага; эта власть обязана охранять собственность каждого... И кто бы ни обладал законодательной или верховной властью в любом государстве, он обязан править согласно установленным постоянным законам, провозглашённым народом и известным народу, а не путем импровизированных указов; править с помощью беспристрастных и справедливых судей, которые должны разрешать споры посредством этих законов и применять силу государства в стране только при выполнении таких законов, а за рубежом для предотвращения вреда или для получения возмещения за него и для охраны государства от вторжений и захватов. А всё это должно осуществляться ни для какой иной цели, но только в интересах мира, безопасности и общественного блага народа Для защиты каких своих естественных прав люди, по мнению автора, учреждают государственную власть? Укажите три права Какая теория происхождения государства находит отражение в этом тексте? Обоснуйте свой ответ цитатой из текста Автор говорит о том, что правитель должен «править согласно установленным постоянным законам, а не путём импровизированных указов». Какие последствия могут быть, если это правило не соблюдается? Приведите три возможных последствия Право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, право на собственность. По 1 баллу за каждое названное право. Всего 3 балла Теория общественного договора. «Но хотя люди, когда они вступают в государство, отказываются от равенства, свободы и исполнительной власти, которыми они обладали в естественном состоянии, и передают их в руки государства, с тем чтобы в дальнейшем этим располагала законодательная власть в той мере, в какой этого будет требовать благо общества.» 3 балла за верно названную теорию. 3 балла за обоснование. Всего 6 баллов. 7

8 7.3. Произвол правителя, установление тирании, нарушением прав и свобод граждан (могут быть приведены иные последствия). Ответы могут быть даны в иных, близких по смыслу формулировках. 2 балла за каждое названное последствие. Всего 6 баллов. Максимум за задание 15 баллов. 8. Решите задачу 15-летний Антон пришёл в салон сотовой связи и сказал продавцу, что он хотел бы обменять свой старый сотовый телефон на новый с доплатой в рамках акции, которую проводит салон. Сумма доплаты должна была составить 3500 рублей. На вопрос продавца об источнике средств Антон ответил, что заработал эти средства на каникулах, работая курьером. Продавец произвёл обмен и выдал Антону кассовый чек на сумму доплаты. На следующий день мать Антона потребовала вернуть сданный Антоном в магазин телефон и уплаченные им денежные средства. Обязан ли магазин выполнить требования матери Антона? Ответ обоснуйте. Какой нормативно-правовой акт регулирует данную ситуацию? Продавец обязан расторгнуть заключённый договор и вернуть денежные средства. Хотя Антон имел право самостоятельно распоряжаться заработанными им денежными средствами, распорядиться принадлежавшим ему телефоном без согласия законных представителей он не мог. Данная ситуация регулируется Гражданским кодексом РФ. 1 балл за ответ на первый вопрос. 3 балла за приведённое обоснование. 2 балла за верное указание нормативно-правового акта. Максимум за задание 6 баллов. 9. Вставьте вместо пропусков порядковые номера соответствующих слов из предложенного списка. Слова даны в списке в единственном числе, прилагательные в форме мужского рода. Обратите внимание: в списке слов есть и такие, которые в тексте встречаться не должны! Ответ внесите в таблицу. Если изменения в обществе происходят постепенно, новое накапливается в системе достаточно медленно и порой незаметно для наблюдателя. Старое, предыдущее является той основой, на которой выращивается новое, органично сочетая в себе следы предшествующего. Такие постепенные поступательные изменения мы называем (А). Этот путь предполагает некатастрофичность развития общества и обходится гораздо меньшими издержками для людей. Его внешним проявлением, основным способом осуществления является (Б), властное действие, направленное на изменение определённых сфер, сторон общественной жизни, с целью придания обществу большей устойчивости и (В). 8

9 Не все общества и не всегда могли решать задачи за счёт органичных постепенных преобразований. В условиях острого системного (Г) общества, когда накопившиеся (Д) буквально взрывают сложившиеся порядки, происходит (Е). Она предполагает (Ж) преобразование общественных структур, слом старых порядков, быстрые стремительные инновации. Значение этих форм развития по-разному оценивается мыслителями. Так, к примеру, К. Маркс, основоположник научного (З), определял их как локомотивы (И). В то же время многие подчёркивали их (К), разрушительное воздействие на общество. Список терминов 1) противоречие 2) эволюция 3) прогресс 4) закон 5) стабильность 6) революция 7) конструктивный 8) качественный 9) кризис 10) коммунизм 11) реформа 12) разрушение 13) различие 14) деструктивный 15) реакция 16) количественный 17) анархизм 18) история 19) цивилизация 20) динамизм А Б В Г Д Е Ж З И К По 1 баллу за каждую верную вставку. Максимум за задание 10 баллов. 9

10 10. Озаглавьте схему. Объедините следующие понятия в классификационную схему. (Понятия даны в мужском роде, единственном числе.) Территориальный, федерация, децентрализованный, национальный, централизованный, унитарный, национально-территориальный, конфедерация. По 1 баллу за каждый верный элемент. Максимум за задание 9 баллов. 10

11 11. Прочитайте отрывок из романа братьев Вайнеров «Эра милосердия» и ответьте на вопросы. Перетаскав за четыре года войны порядочно «языков» через линию фронта, я точно знал, как много может рассказать захваченный врасплох человек. В том, что его, этого захваченного мною бандита, удастся «разговорить» в МУРе, я совершенно не сомневался. И поэтому вся затея, где главная роль отводилась этому желторотому сосунку Векшину, казалась мне ненадёжной. Да и нецелесообразной. Я снова качнулся на стуле (он пронзительно взвизгнул дурацкий стульчик, на гнутой спинке которого висела круглая жестяная бирка, похожая на медаль) и сказал, слегка откашлявшись: А может, есть смысл захватить этого бандита и потолковать с ним всерьёз здесь? Все оглянулись на меня, мгновение в кабинете стояла недоуменная тишина, расколовшаяся затем оглушительным хохотом Жеглов положил руку мне на плечо и сказал: У нас здесь, друг ситный, не фронт! Нам «языки» без надобности... И я удивился, как Жеглов точно угадал мою мысль. Конечно, лучше всего было бы промолчать и дать им возможность забыть о моем предложении, которое, судя по реакции, показалось им всем вопиющей глупостью, или нелепостью, или неграмотностью. Но я уже завёлся, а заводясь, я не впадаю в горячечное возбуждение, а становлюсь упорным, как танк. Потому и спросил, спокойно и негромко: А почему же вам «языки» без надобности? Жеглов повертел папироску в руках, подул в неё со свистом, пожал плечами: Потому что на фронте закон простой: «язык», которого ты приволок, противник, и вопрос с ним ясный до конца. А бандита, которого ты скрутишь, только тогда можешь назвать врагом, когда докажешь, что он совершил преступление. Вот мы возьмём его, а он нас пошлёт подальше. Как это «пошлёт»? Он на то и «язык», чтобы рассказывать, чего спрашивают. А доказать потом можно, убеждённо сказал я. Жеглов прикурил папироску, выпустил струю дыма, спросил без нажима: На фронте, если «язык» молчит, что с ним делают? Как что? удивился я. Поступают с ним, как говорится, по законам военного времени. Вот именно, согласился Жеглов. А почему? Потому что он солдат или офицер вражеской армии, воюет с тобой с оружием в руках и вина его не требует доказательств... А бандит без оружия, что ли? упирался я. На встречу вполне может прийти без оружия. И что? 11

12 А то. В паспорте у него не написано, что он бандит. Наоборот даже написано, что он гражданин. Прописка по какому-нибудь там Кривоколенному, пять. Возьми-ка его за рупь двадцать! Вопросы Какая отрасль российского права регулирует ситуацию, ставшую предметом спора между главными героями романа? Как называется раздел международного права, регулирующий обращение с военнопленными, в том числе с «языками»? В соответствии с каким правовым принципом Жеглов отклоняет предложение рассказчика взять языка? Раскройте три положения этого принципа, закреплённые в действующей Конституции РФ. Элементы ответа Баллы Должны быть названы: По 2 балла за каждую уголовно-процессуальное право, верно указанную международное гуманитарное право позицию. Максимум 4 балла Презумпция невиновности 3 балла за верно названный принцип Могут быть названы следующие положения. По 3 балла за каждое Каждый обвиняемый в совершении верно приведённое преступления считается невиновным, пока его положение. виновность не будет доказана в Максимум 9 баллов предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда. Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица толкуются в пользу обвиняемого. Максимум за задание 16 баллов 12

13 12. Прочитайте высказывания известных людей. В каждом случае несколько высказываний посвящены одному обществоведческому понятию (в цитатах само понятие заменено звёздочками). В разных высказываниях может меняться форма слова, обозначающего это понятие, или часть речи. Определите понятия, ответ запишите прямо в таблицу. Высказывания Понятия А) Народ, который не хочет кормить свою ***, будет кормить чужую. (Наполеон Бонапарт) Кто имеет хорошую ***, найдет и хороших союзников. (Н. Макиавелли) Б) Безмолвные граждане это идеальные подданные для авторитарного правителя и несчастье для ****. (Р. Даль) **** худшая форма правления, не считая всех остальных. (У. Черчиль) В) Время это ***. (Б. Франклин) *** хорошие слуги, но плохие хозяева. (Ф. Бэкон) Г) *** это кража. (Ж. Прудон) Великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их ***. (Д. Локк) Ответ Высказывания Понятия А) Народ, который не хочет кормить свою ***, будет армия кормить чужую. (Наполеон Бонапарт) Кто имеет хорошую ***, найдет и хороших союзников. (Н. Макиавелли) Б) Безмолвные граждане это идеальные подданные для демократия авторитарного правителя и несчастье для ****. (Р. Даль) **** худшая форма правления, не считая всех остальных. (У. Черчиль) В) Время это ***. (Б. Франклин) деньги *** хорошие слуги, но плохие хозяева. (Ф. Бэкон) Г) *** это кража. (Ж. Прудон) собственность Великой и главной целью объединения людей в государства и передачи ими себя под власть правительства является сохранение их ***. (Д. Локк) Могут быть названа слова-синонимы, точно отражающие смысл мысли автора. По 2 балла за каждое верное слово. Максимум за задание 8 баллов. Максимум за работу 100 баллов. 13


Время выполнения заданий: 90 минут Пишите разборчиво. Кроме ответов на вопросы в работе не должно быть никаких пометок. При отсутствии ответа ставьте прочерк. (Максимальное количество баллов - 40) Часть

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 7 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ ПРАВО. 2014 2015 ГОД ОКРУЖНОЙ ЭТАП. 9 КЛАСС 1 Критерии оценивания Максимальное количество баллов 35 В заданиях 1 4 выберите правильный ответ. 1 Основное предназначение

Тестовые задания к зачету по дисциплине «Основы права» 1. Поведение людей регулируется: а) обычаем, б) моралью, в) правом, г) совокупностью права, обычаев, морали. 2. Возникновение права связано с появлением:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ ПРАВО 2014 2015 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 7 8 КЛАССЫ 1 Критерии оценивания В заданиях 1 4 выберите правильный ответ. 1 Какое из перечисленных прав человека в

Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 4 (90 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 4 по подготовке к ОГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Сфера политики и социального управления» Инструкция

Образец задания отборочного тура Задание выполняется в течение 1 часа. Ответы вносятся в соответствующие графы задания. Ответ на каждый вопрос оценивается от 0 до 5 баллов в зависимости от его правильности,

Московская олимпиада школьников по праву 2012-2013 год дистанционный этап 9 класс задания Задания Ответы Баллы Выберите правильный ответ (один или несколько) 1.В соответствии с Конституцией РФ государственную

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2015 2016 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 5 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

Олимпиада по праву 10-11 классы Школьный этап Шифр 1 ЧАСТЬ (Каждый правильный ответ оценивается в 3 балла, max=24) Выберите один правильный ответ 1.1. Верны ли следующие суждения об изменениях Конституции

Билет по предмету Обществознание. 10 класс. Вариант 12406 Инструкция по выполнению работы Экзаменационная работа содержит 25 заданий с кратким ответом. На выполнение экзаменационной работы по обществознанию

Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 4 (90 минут) 1 Обществознание. 9 класс. Демонстрационный вариант 4 (90 минут) 2 Диагностическая тематическая работа 4 по подготовке к ГИА-9 по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Межрегиональная олимпиада школьников на базе ведомственных образовательных учреждений (профиль обществознание) Задания на отборочный (дистанционный) тур 21 ноября-15 декабря 2012 года 9 класс Работа состоит

Проведение тестирования в течение учебного года. Тесты: 1. Государство это особая организация политической власти: а) которая обладает суверенитетом, распространяет свою власть на все население в пределах

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 2016 2017 уч. г. ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП 5 класс Уважаемый участник! При выполнении заданий Вам предстоит выполнить определённую работу, которую лучше организовать

Департамент образования Ярославской области Всероссийская олимпиада школьников 2016/2017 учебного года Право, 9 класс, муниципальный этап Время выполнения 1 час 30 минут Тестовые задания I. Отметьте один

ПРОЦЕСС АДМИНИСТРАТИВНЫЕ СПОРЫ Компанию привлекли к административной ответственности. Что поможет доказать невиновность Как избежать необоснованного привлечения к ответственности Какими доказательствами

ВАРИАНТ 1 Часть А Задания А1 А30 Выберите среди предложенных ответов свой единственный и заштрихуйте соответствующий ему овал в бланке ответов на пересечении номера вопроса и номера ответа. 1. Видом монархии

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 009 год МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 7 КЛАСС (ОТВЕТЫ) Ответы и критерии оценки. Время работы 10 минут. Общее количество баллов за работу 0 баллов ЧАСТЬ ПЕРВАЯ.

ВАРИАНТ 1 Часть А Задания А1 А30 Выберите среди предложенных ответов свой единственный и заштрихуйте соответствующий ему овал в бланке ответов на пересечении номера вопроса и номера ответа. 1. Соблюдение

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ заданий школьного этапа г. Москвы Всероссийской олимпиады школьников по праву 202/203 учебный год 0 КЛАСС ЗАДАНИЯ Ответы Баллы Выберите правильный ответ(один или несколько). К юридическим

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ ПРАВО. 2014 2015 ГОД ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП. 11 КЛАСС 1 Критерии оценивания Максимальное количество баллов 40 Выберите правильный ответ. 1 Кодексы Российской Федерации

Межрегиональная олимпиада школьников на базе ведомственных образовательных учреждений (профиль обществознание) Задания на отборочный (дистанционный) тур 21 ноября-15 декабря 2012 года 10 класс 1 вариант

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 5 (45 минут) 1 Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 5 (45 минут) 2 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Задача 1 Демонстрационный вариант отборочного этапа Право 9 класс Функцией права является: 1 упорядочение общественных отношений 2 разрушение общественных отношений 3 хаотизация общественных отношений

Московская олимпиада школьников по праву 2012-2013 год дистанционный этап 9 класс Задания Ответы Баллы Выберите правильный ответ (один или несколько) 1.В соответствии с Конституцией РФ государственную

ЗАДАНИЯ школьного этапа Всероссийской олимпиады школьников по праву 2013/2014 учебный год 6 КЛАСС ЗАДАНИЯ Ответ Баллы Выберите правильный ответ 1.Конституция Российской Федерации: А. Документ, рассчитанный

Обществознание. 11 класс. Демонстрационный вариант 5 (45 минут) 1 Диагностическая тематическая работа 5 по подготовке к ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ по теме «Право» Инструкция по выполнению работы На выполнение

Брянский государственный университет имени академика И.Г.Петровского Седьмая Брянская корпоративная региональная олимпиада учащейся молодежи ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ Заочный тур 2015 г. 11 класс Часть 1 1.Переход

КОНСТИТУЦИЯ СТРАНЫ ЮНЛАНДИЯ Конституция представляет собой основной закон, регулирующий экономическую жизнь и экономические отношения в стране. По предложению граждан страны и её Правительства в Конституцию

Предмет: Обществознание Задания 2008-2009 уч. года Этап: олимпиада проводилась в один этап (очный) Тур: I 9-11 классы Задание 1. О чем (о ком) идет речь? ГОСУДАРСТВО 1. Именно эту форму правления острый

Право, Межрегиональная олимпиада школьников «Высшая проба» 2014-2015 гг., 2 этап Время выполнения заданий: 120 минут Пишите разборчиво. Кроме ответов на вопросы в работе не должно быть никаких пометок.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 5 ГОТОВИМСЯ К ЕГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ Активный тренинг по теме: «КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» Автор-составитель:

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРАВУ 2015 2016 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП 7 8 классы Методика оценивания выполнения тестовых олимпиадных заданий Тестовые задания Ответ 1 Сколько голосов депутатов Государственной

КОНКУРСНЫЕ ЗАДАНИЯ школьного этапа г. Москвы Всероссийской олимпиады школьников по праву 2012/2013 учебный год 10 КЛАСС ФИО ученика Дата рождения класс школа ЗАДАНИЯ Ответы Баллы Выберите правильный ответ(один

ШИФР ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 2015-2016 УЧЕБНОМ ГОДУ РАЙОННЫЙ ЭТАП. ЗАДАНИЯ 7-8 КЛАССЫ (100 баллов) Мы рады приветствовать Вас на районном этапе Всероссийской олимпиады школьников

Настоящий учебник, представляющий собой четвертое, измененное и дополненное, издание, написан известным российским ученым, членом-корреспондентом Российской академии наук, профессором, доктором юридических

Аттестационный материал для проведения промежуточной аттестации по обществознанию для обучающихся 9 класса. Демонстрационный вариант КИМ состоит из трех частей, включающих 25 заданий. На его выполнение

КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ ЗАДАНИЙ школьного этапа г. Москвы Всероссийской олимпиады школьников по праву 202/203 учебный год КЛАСС ЗАДАНИЯ Выберите правильный ответ(один или несколько) Ответы Критерии оценивания.

Класс Фамилия, имя (полностью) Дата 2015 г. Инструкция по выполнению работы На выполнение работы по обществознанию отводится 45 минут. Работа состоит из 26 заданий. К каждому из первых 20 заданий приводится

1 ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ ПО ПРЕДМЕТУ ПРАВО 2014 2015 г. МУНИЦИПАЛЬНЫЙ ЭТАП. 9 КЛАСС В заданиях 1 5 выберите два правильных ответа. 1 2 3 Основным результатом разделения государственной власти

Заданий Всероссийской олимпиады школьников по праву муниципальный этап 2012-2013 год 8 КЛАСС Регистрационный участника Округ ФИО учителя ЗАДАНИЯ Ответы Балл Выберите правильный ответ 1. Что является государственными

1 Межрегиональная олимпиада школьников на базе ведомственных образовательных учреждений (обществознание) Олимпиадные задания на отборочный этап и критерии их оценивания 21 ноября-15 декабря 2012 года Работа

Жизнь каждого человека и общества в целом находится в постоянном изменении. Ни один прожитый нами день и час не похожи на предыдущие. Когда мы говорим о том, что произошло изменение? Тогда, когда для нас ясно, что одно состояние неравно другому, что появилось что-то новое, не бывшее ранее. Как происходят и куда направлены данные изменения?

В каждый отдельный момент времени на человека и его ассоциации оказывает влияние множество факторов, порой рассогласованных и разнонаправленных между собой. Поэтому трудно говорить о какой-либо ясной, четко очерченной стреловидной линии развития, характерной для общества. Процессы изменения происходят сложно, неравномерно, и их логику порой трудно уловить. Многообразны и извилисты пути общественных изменений.

Часто нам приходится встречаться с таким понятием как «общественное развитие». Давайте задумаемся, а как изменение вообще будет отличаться от развития? Какое из этих понятий более широкое, а какое более конкретное, и его можно вписать в другое, рассмотреть как частный случай другого. Очевидно, что не всякое изменение есть развитие. А лишь то, которое предполагает усложнение, усовершенствование, связано с проявлением общественного прогресса.

Что движет развитием общества? Что может скрываться за каждым новым этапом? Ответ на эти вопросы нам следует искать, прежде всего в самой системе сложных общественных отношений, внутренних противоречиях, конфликтах разных интересов.

Импульсы развития могут исходить как от самого общества, его внутренних противоречий, так и извне.

Внешние импульсы могут, в частности, порождены природной средой, космосом. Например, серьезные проблемы перед современным обществом ставит изменение климата нашей планеты, так называемое «глобальное» потепление. И ответом на этот «вызов» стало принятие рядом стран мира Киотского протокола, предписывающего странам сократить выбросы в атмосферу вредных веществ. В 2004 году Россия также ратифицировала данный протокол, взяв на себя обязательства по охране окружающей среды.

Если изменения в обществе происходят постепенно, новое накапливается в системе достаточно медленно и порой незаметно для наблюдателя. Старое, предыдущее является той основой, на которой выращивается новое, органично сочетая в себе следы предшествующего. Мы не ощущаем конфликта и отрицания новым старого. И лишь по прошествии сколь-нибудь длительного времени, мы восклицаем с удивлением: «Как же все изменилось вокруг!». Такие постепенные поступательные изменения мы называем эволюцией. Эволюционный путь развития не предполагает слома, разрушения предшествующих общественных отношений.

Внешним проявлением эволюции, основным способом ее осуществления является реформа . Под реформой мы понимаем властное действие, направленное на изменение определенных сфер, сторон общественной жизни, с целью придания обществу большей устойчивости, стабильности.

Эволюционный путь развития – не единственный. Не все общества и не всегда могли решать задачи за счет органичных постепенных преобразований. В условиях острого кризиса, затрагивающего все сферы жизни общества, когда накопившиеся противоречия буквально взрывают сложившиеся порядки, наступают революции. Всякая революция, протекающая в обществе, предполагает качественное преобразование общественных структур, слом старых порядков, быстрые стремительные инновации. Революция высвобождает значительную социальную энергию, которую не всегда удается контролировать тем силам, которые инициировали революционные перемены. Идеологи и практики революции словно выпускают «джина из бутылки» в виде народной стихии. Впоследствии они пытаются посадить этого джинна обратно, но это, как правило, не получается. Революционная стихия начинает развиваться по своим законам, ставя в тупик своих творцов.

Именно вследствие этого, в ходе социальной революции, зачастую, превалируют стихийные, хаотические начала. Иногда революции хоронят тех людей, которые стояли у их истоков. Или же, результаты, последствия революционного взрыва столь существенно отличаются от первоначально поставленных задач, что творцы революции не могут не признать свое поражение. Революции порождают новое качество, и важно суметь вовремя перевести дальнейшие процессы развития в эволюционное русло. Россия пережила в XX столетии две революции. Особенно тяжелые потрясения выпали на долю нашей страны в 1917-1920 годах.

Многие революции, как показывает история, могут сменяться и реакцией, откатом в прошлое. Можно говорить о различных типах революций в развитии общества: социальных, технических, научных, культурных.

Значение революций по-разному оценивается мыслителями. Так, к примеру, немецкий философ К.Маркс, основоположник научного коммунизма, определял революции как локомотивы истории. В то же время, многие подчеркивали деструктивное, разрушительное воздействие революций на общество. В частности, российский философ Н.А. Бердяев (1874 – 1948) писал о революции: «Все революции кончались реакциями. Это - неотвратимо. Это – закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции. В чередованиях революций и реакций есть какой-то магический круг».

Сравнивая между собою пути преобразования общества, известный современный российский историк П.В.Волобуев писал: «эволюционная форма, во-первых, дала возможность обеспечить преемственность общественного развития и благодаря этому сохранить все накопленное богатство. Во-вторых, эволюция, вопреки нашим примитивным представлениям, сопровождалась и крупными качественными изменениями в обществе, причем не только в производительных силах и технологии, но и в духовной культуре, в образе жизни людей. В-третьих, для решения возникавших в ходе эволюции новых общественных задач, она взяла на вооружение такой способ общественного преобразования, как реформы, оказавшиеся по своим «издержкам» просто несопоставимыми с гигантской ценой многих революций. В конечном счете, как показал исторический опыт, эволюция способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавая ему к тому же цивилизованную форму».

Типология обществ

Выделяя различные типы обществ, мыслители основываются, с одной стороны, на хронологическом принципе, отмечая изменения, происходящие с течением времени в организации общественной жизни. С другой стороны, группируются определенные признаки обществ. сосуществующих между собой в одно и тоже время. Это позволяет создать своего рода горизонтальный срез цивилизаций. Так, говоря о традиционном обществе как основе становления современной цивилизации, нельзя не отметить сохранение многих его черт и признаков и в наши дни.

Наиболее устоявшимся в современном обществознании является подход, основанный на выделении трех типов обществ: традиционное (доиндустриальное), индустриальное, постиндустриальное (иногда именуемое технологическим или информационным). В основе данного подхода лежит в большей степени вертикальный, хронологический срез – то есть предполагается смена одного общества другим в ходе исторического развития. С теорией К.Маркса этот подход роднит то, что в его основе прежде всего лежит различение технико-технологических особенностей.

Каковы характерные черты и признаки каждого из этих обществ? Прежде всего обратимся к характеристике традиционного общества – основы формирования современного нам мира. Традиционным называют в первую очередь общество древнее и средневековое, хотя многие его черты длительное время сохраняются и в более поздние времена. К примеру, страны Востока – Азии, Африки несут на себе признаки традиционной цивилизации и в наши дни. Итак, каковы же основные черты и признаки общества традиционного типа?

Прежде всего, в самом понимании традиционного общества необходимо отметить ориентированность на воспроизведение в неизменном виде способов человеческой деятельности, взаимодействий, форм общения, организации быта, образцов культуры. То есть в данном обществе старательно соблюдаются сложившиеся отношения между людьми, приемы трудовой деятельности, семейные ценности, уклад жизни.

Человек в традиционном обществе связан сложной системой зависимости от общины, государства. Его поведение строго регламентируется нормами, принятыми в семье, сословии, обществе в целом.

Традиционное общество отличает преобладание сельского хозяйства в структуре экономики, большинство населения занято именно в аграрном секторе, трудится на земле, живет ее плодами. Главным богатством считается земля и основой воспроизводства общества служит то, что на ней производится. В основном применяются ручные орудия труда (соха, плуг), обновление техники и технологии производства происходит достаточно медленно.

Основным элементом структуры традиционных обществ является земледельческая община, коллектив, распоряжающийся землей. Личность в таком коллективе вычленена слабо, ее интересы четко не выявлены. Община, с одной стороны будет ограничивать человека, с другой – обеспечивать ему защиту и стабильность. Самым суровым наказанием в таком обществе зачастую считалось изгнание из общины, «лишение крова и воды». Общество имеет иерархическую структуру, чаще разделено на сословия по политико-правовому принципу.

Особенностью традиционного общества является его закрытость для инноваций, крайне медленный характер перемен. Да и сами эти перемены не рассматриваются как ценность. Важнее – стабильность, устойчивость, следование заповедям предков. Всякое новшество рассматривается как угроза существующему миропорядку, и отношение к нему крайне настороженное. «Традиции всех мертвых поколений тяготеют, как кошмар, над умами живых».

Чешский педагог Януш Корчак подмечал присущий традиционному обществу догматический образ жизни. «Благоразумие вплоть до полной пассивности, до игнорирования всех прав и правил, не ставших традиционными, не освященных авторитетами, не укоренившихся повторением изо дня в день… Догмой может стать все – и земля, и костел, и отчизна, и добродетель, и грех; может стать наука, общественная и политическая деятельность, богатство, любое противостояние…»

Традиционное общество старательно будет оберегать свои поведенческие нормы, стандарты своей культуры от влияний из вне, со стороны других обществ и культур. Примером подобной «закрытости» может служить многовековое развитие Китая и Японии, для которых было характерно замкнутое, самодостаточное существование и любые контакты с чужеземцами были практически исключены властями. Значительную роль в истории традиционных обществ играет государство, религия.

Безусловно, по мере развития торговых, экономических, военных, политических, культурных и иных контактов между различными странами и народами, подобная «закрытость» будет нарушаться, зачастую весьма мучительным для данных стран путем. Традиционные общества под влиянием развития техники, технологий, обмена, средств общения будут вступать в период модернизации.

Безусловно, это обобщенный портрет традиционного общества. Следует точнее сказать, что можно говорить о традиционном обществе как некоем совокупном явлении, включающем черты развития разных народов на определенной стадии, и есть множество различных традиционных обществ: китайское, японское, индийское, западноевропейское, российское и множество иных, несущих на себе отпечаток своей культуры.

Мы прекрасно понимаем, что общество античной Греции и Старовавилонского царства существенно различатются между собой по господствующим формам собственности, степени влияния общинных структур и государства. Если в Греции, Риме развивается частная собственность и начала гражданских прав и свобод, то в обществах восточного типа сильны традиции деспотического правления, подавления человека земледельческой общиной, коллективного характера труда. И, тем не менее, и то, и другое – различные варианты традиционного общества.

Длительное сохранение сельскохозяйственной общины – мира в российской истории, преобладание сельского хозяйства в структуре экономики, крестьянства в составе населения, совместный труд и коллективное землепользование крестьян-общинников, самодержавная власть, позволяют нам характеризовать и российское общество на протяжении многих веков его развития как традиционное.

Переход к обществу нового типа – индустриальному будет осуществляться достаточно поздно – только во второй половины XIX в.

Нельзя сказать, что это традиционное общество - этап минувший, что все, связанное с традиционными структурами, нормами, сознанием осталось в далеком прошлом. Более того, считая так, мы делаем для себя невозможным ориентацию и понимание многих проблем и явлений современного нам мира. И в наши дни ряд обществ сохраняет черты традиционности, прежде всего в культуре, общественном сознании, политической системе, быту.

Переход от традиционного общества, лишенного динамизма к обществу индустриального типа отражен в таком понятии как модернизация.

Индустриальное общество рождается в результате промышленной революции, ведущей к развитию крупной фабричной промышленности, новых видов транспорта и связи, снижению роли сельского хозяйства в структуре экономики и переселению людей в города.

В «Современном философском словаре», изданном в Лондоне в 1998 году содержится следующее определение индустриального общества: « Для индустриального общества характерна ориентация людей на постоянно возрастающие объемы производства, потребления, знания и т.д. Идеи роста и прогресса являются «ядром» индустриального мифа, или идеологии. Существенную роль в социальной организации индустриального общества играет понятие машины. Следствием реализации представлений о машине оказывается экстенсивное развитие производства, а также «механизация» общественных связей, отношений человека с природой… Границы развития индустриального общества выявляются по мере обнаружения пределов экстенсивно ориентированного производства».

Раньше других индустриальная революция охватила страны Западной Европы. Первой их стран, осуществивших ее, стала Великобритания. Уже к середине 19 века подавляющее большинство населения в ней было занято в промышленности. Индустриальное общество характеризуют быстрые динамичные перемены, рост социальной мобильности, урбанизация – процесс роста и развития городов. Расширяются контакты и связи между странами и народами. Осуществляются эти связи посредством телеграфного сообщения, телефона. Меняется и структура общества, его основу составляют не сословия, а социальные группы, отличающиеся по их месту в хозяйственной системе – классы. Наряду с изменениями в экономике и социальной сфере, меняется и политическая система индустриального общества – развивается парламентаризм, многопартийность, расширяются права и свободы граждан. Многие исследователи полагают, что формирование гражданского общества, осознающего свои интересы и выступающего полноправным партнером государства, также связано с формированием индустриального общества. В определенной степени именно данное общество получило название капиталистического . Ранние этапы его развития были проанализированы в XIX в. английскими учеными Дж. Миллем, А. Смитом, немецким ученым К. Марксом.

В тоже время, эпоха индустриальной революции приводит к усилению неравномерности в развитии различных регионов мира, что приводит к колониальным войнам, захватам, порабощением сильными странами слабых.

Российское общество достаточно поздно, только к 40-м годам XIX в. вступает в период промышленной революции, а говорить о становлении в России основ индустриального общества можно лишь к началу XX столетия. Многие ученые-историки полагают, что наша страна в начале XX в. являлась аграрно-индустриальной страной. Завершить индустриализацию в дореволюционный период Россия не смогла. Хотя именно на это были направлены реформы, проводившиеся по инициативе С.Ю. Витте и П.А. Столыпина.

К задаче завершения индустриализации, то есть создания мощной промышленности, которая вносила бы основной вклад в национальное богатство страны, вернулись власти уже в советский период истории.

Нам известно понятие «сталинская индустриализация», пришедшаяся на 1930-е – 1940-е годы. В кратчайшие сроки, за счет форсированного развития промышленности, используя в качестве источника прежде всего средства, полученные от ограбления деревни, массовой коллективизации крестьянских хозяйств, наша страна к концу 1930-х годов создала основы тяжелой и военной промышленности, машиностроения, приобрела независимость от поставок оборудования из-за рубежа. Но означало ли это завершение процесса индустриализации? Историки спорят. Четь исследователей полагает, что все равно, даже и в конце 1930-х годов, основная дола национального богатства формировалась в аграрном секторе, сельское хозяйство производило больше продукта, чем промышленность.

Поэтому, специалисты полагают, что завершение индустриализации происходит в Советском Союзе только после Великой Отечественной войны, к середине – второй половине 1950-х годов. К этому времени промышленность заняла ведущие позиции в производстве валового внутреннего продукта. Также большая часть населения страны оказалась занятой в промышленном секторе.

Постиндустриальное общество – современный этап развития человечества.

Вторая половина 20 века ознаменовалась бурным развитием фундаментальной науки, техники и технологии. Наука превращается в непосредственную мощную хозяйственную силу.

Бурные изменения, охватившие ряд сфер жизни современного общества позволили говорить о вступлении мира в эпоху постиндустриальную . В 1960-е годы этот термин впервые предложил американский социолог Д. Белл. Он же сформулировал и основные признаки такого общества: создание обширной сферы экономики услуг, увеличение слоя квалифицированных научно-технических специалистов, центральная роль научного знания как источника инноваций, обеспечение технологического роста, создание нового поколения интеллектуальной техники. Вслед за Беллом, теория постиндустриального общества была развита американскими учеными Дж. Гэлбрейтом, О. Тоффлером.

Основой постиндустриального общества стала структурная перестройка экономики, осуществленная в странах Запада на рубеже 1960-х-1970-х г. Вместо тяжелой промышленности ведущие позиции в экономики заняли наукоемкие отрасли, «индустрия знаний». Символом этой эпохи, ее основанием является микропроцессорная революция, массовое распространение персональных компьютеров, информационных технологий, электронных средств связи. Многократно возрастают темпы экономического развития, скорость передачи на расстояние информационных, финансовых потоков. Со вступлением мира в постиндустриальную, информационную эпоху, происходит снижение занятости в промышленности, транспорте, индустриальных отраслях и, напротив, возрастает численность занятых в сфере услуг, информационном секторе. Не случайно, ряд авторов называет постиндустриальное общество информационным или технологическим.

Характеризуя современное общество современный американский исследователь П. Дракер отмечает: «Сегодня знание уже применяется к сфере самого знания, и это можно назвать революцией в сфере управления. Знание быстро превращается в определяющий фактор производства, отодвигая на задний план и капитал, и рабочую силу.»

Ученые, исследующие развитие культуры, духовной жизни, вводят применительно к современному, постиндустриальному миру еще одно наименование – эпоха постмодернизма. (Под эпохой модернизма ученые понимают индустриальное общество). Если в понятии постиндустриальности главным образом подчеркиваются различия в сфере экономики, производства, способах коммуникации, то постмодернизм охватывает, прежде всего, сферу сознания, культуры, образцов поведения.

Новое восприятие мира, по мнению ученых, основывается на трех основных признаках.

Во-первых, конце веры в возможности человеческого разума, скептическом взятии под сомнение всего, что европейская культура считает рациональным. Во-вторых, крахе идеи единства и универсальности мира. Постмодернистское понимание мира строится на множественности, плюрализме, отсутствии общих моделей и канонов развития различных культур. В-третьих, эпоха постмодернизма иначе рассматривает личность, «индивид как ответственный за формирование мира, уходит в отставку, он устарел, он признается связанным с предрассудками рационализма и отбрасывается». На первый план выходит сфера общения людей, коммуникации, коллективные соглашения.

В качестве ведущих признаков общества постмодернизма ученые отмечают усиливающийся плюрализм, многовариантность и многообразие форм общественного развития, изменения в ценностях, мотивах и стимулах людей.

Рассмотренный нами подход в обобщенном виде представляет основные вехи развития человечества, фокусируя свое внимание, в первую очередь, на истории стран Западной Европы. Таким образом, он существенно сужает возможность изучения специфических черт, особенностей развития отдельных стран. Он обращает внимание, прежде всего, на универсальные процессы. Многое остается вне поля зрения ученых. Кроме того, волей неволей мы принимаем как данность точку зрения, что есть страны, вырвавшиеся вперед, есть те, кто их успешно догоняет, есть и те, кто безнадежно отстал, не успев вскочить на подножку последнего вагона несущейся вперед машины модернизации. Идеологи теории модернизации убеждены в том, что именно ценности и модели развития западного общества универсальны и представляют собой ориентир развития, подражания для всех.

  • 1. Социальные изменения как социологическая дефиниция.
  • 2. Социальный процесс и его виды.
  • 3. Социальный прогресс общества и его модернизация.

Социальные изменения как социологическая дефиниция.

Общество никогда не бывает статичным. В социальной сфере нет неизменных объектов и субъектов. Изменяются культурные комплексы, состав групп, взаимоотношения между людьми. Это в свою очередь влияет на изменения общества, его политики, образа жизни людей. Еще древнегреческий философ Гераклит (конец VI в. - начало V в. до н.э.) высказал идею непрерывного изменения: «Вес течет, все изменяется», «В одну реку нельзя войти дважды». Изменения происходят каждый час, каждую минуту. Человек растет или стареет, рождается или умирает. Возникают новые и распадаются старые организации, глобальные социальные системы.

Изучая изменения, происходящие в обществе, их обычно разделяют на социальные - изменения в социальной структуре и социальных взаимосвязях в обществе и культурные - изменения в культуре общества.

Социальные изменения могут включать в себя прирост населения, рост образовательного уровня, уменьшение информированности, изменение окружения личности при переезде из деревни в город, изменение взаимоотношений между рабочими и администрацией, когда на предприятии происходит реорганизация, и т.д.

Культурные изменения могут включать в себя технические изобретения, изменение социальных норм, формирование новых социальных ценностей, культурных образцов, стандартов поведения и т. д. Часто культурные изменения одновременно являются и социальными. Например, изменение норм морали может привести к изменению взаимоотношений между социальными общностями, и наоборот. Практически все важные изменения имеют как культурный, так и социальный аспекты, и потому к ним применяется термин «социокультурные» или, для краткости, «социальные изменения».

В социологии под социальными изменениями понимаются преобразования, происходящие с течением времени в организацип, структуре общества, образцах мышления, культуре и социальном поведении. Изменения - это переход социального объекта из одного состояния в другое, существенная трансформация социальной организации, социальных институтов, рост многообразия социальных форм. Или: изменения - это различия между тем, что представляла система в прошлом, н тем, что стало с ней через определенный период времени. Типы социальных изменений весьма многообразны. Они могут охватывать всю социальную систему, а М017Т отдавать «приоритет» какому- либо аспекту (элементу), могут быть кратковременными или долгосрочными, могут вести систему к развитию или упадку. Социальные изменения необходимо рассматривать как многофакторный процесс, на который влияют «вызовы» внешней среды, изменения в экономике, идеологии и др.

«Социальные изменения» как дефиниция нетождественна такому понятию, как «развитие». Последним обозначают направленные изменения материальных и духовных объектов от простого к сложному, от низшего к высшему и т.п. Социальные же изменения могут носить регрессивный характер или проходить в рамках сохранения определенной социальной системы и ее основных структур-так называемые «изменения равновесия».

Каков же механизм социальных изменений, каким образом они протекают? В основе социальных изменений всегда находится предложенный обществу результат авторских или анонимных, случайных или стихийных изобретений и открытий - так называемая инновация. В нашем случае - социальная инновация. Социальную составляющую могут иметь и материальные инновации.

Инновация, проникая в общество, вызывает социальное (ые) изменение (я). Однако не все предлагаемые инновации принимаются обществом. Другие могут приниматься немедленно или спустя длительное время. Одним из факторов, влияющих на сопротивление инновациям, можно считать наличие в обществе субъективных установок, которые могут мешать принятию изменения и даже блокировать его. Например, используя свою власть, руководители могут просто не выполнять под многими предлогами требования инновационного закона и таким образом блокировать его. Социальные изменения всегда должны преодолеть сопротивление субъективных установок по той причине, что никогда не бывает такого благоприятного положения, когда все единодушно поддерживают социальные изменения.

Фактором, влияющим на быстроту принятия инноваций, является демонстрация их возможностей перед широкой аудиторией. Опыт показывает, что инновация быстрее принимается, если может быть легко продемонстрирована ее полезность, и наоборот. Специфика социальных инноваций в том, что сложно продемонстрировать обществу их позитивный эффект сразу. Поэтому практически все социальные изменения (например, новые законы) внедряются в жизнь путем преодоления недоверия, сопротивления и нередко через жесткое принуждение. Однако, внедрившись в повседневную жизнь, инновации представляются уже привычными и необходимыми.

В принятии инноваций важную роль играет их совместимость с той или иной культурой. Зачастую они вступают в определенное противоречие с существующими культурными образцами. Когда это происходит, то инновация просто отвергается обществом или принимается вместе с ее конфликтными чертами, но эти черты время от времени вызывают протест, что делает ее принятие неустойчивым. Инновации тогда успешно конвергируются, т.е. сливаются с устоявшимися элементами культуры, когда они имеют позитивный для общества социальный эффект. Современное общество, являющееся крайне динамичным образованием, обязано реагировать на инновации, принимать и осваивать их в социальной, культурной и других областях человеческой деятельности. Непринятие инноваций немедленно порождает застой социальной жизни и социальные эффекты с признаками регресса. Нединамичное общество отстает от других обществ, стремящихся к инновациям, и не может претендовать на благополучие в социальной жизни.

Никогда ещё изменения в жизни общества, и отдельно взятого индивида не происходили столь стремительно! Меняются моральные нормы, взаимоотношения между людьми, семейные традиции, образовательные стандарты. Появляются новые профессии, социальные институты, политические партии. Ежедневно на человека обрушивается огромный поток информации. Не все могут выдержать бешеный ритм жизни. Многие находятся в состоянии постоянного стресса и испытывают страх или растерянность перед будущим.

Но жизнь не остановить. Развитие и трансформация являются неотъемлемыми характеристиками любого общества.

Понятие и основные причины

Единого определения этого понятия в силу его абстрактности в науке нет. В общем смысле под социальными изменениями понимают перемены, происходящие в течение короткого или длительного промежутка времени с общественными структурами и социумом в целом.

Выделяют следующие причины преобразований в современности:

Изменения в политической, культурной, социальной жизни общества могут реализовываться постепенно, плавно, иногда даже незаметно для простого обывателя, что позволяет характеризовать происходящие перемены, как эволюционные.

Стремительные преобразования , приводящие к качественным изменениям в одной или нескольких сферах социума, называют революционными.

Современная наука, помимо эволюционных и революционных, выделяет циклические изменения общества, при которых социальные явления (процессы) повторяются в другое время и при иных условиях.

Взгляды ученых

Главную причину перемен, происходящих в социуме, учёные представляли по-разному.

О. Конт видел её в прогрессе человеческого разума, в переходе от военного общества к индустриальному.

Г. Спенсер основополагающим условием трансформации считал усложнение структуры социума, рост самосознания и свободы личности.

К. Маркс главную роль в преобразовании общества отводил производительным силам.

Основная причина социальных изменений по М. Веберу - социальные структуры, необходимые для общественного развития. При создании этих структур каждый человек опирается на свои нравственные и политические установки, а также на религиозные взгляды.

Именно религии, Вебер отводил ключевую роль в прогрессе человечества, признавал её движущей силой в развитии общества.

Подвергнув глубокому анализу основные мировые религии (конфуцианство, буддизм, иудаизм), Вебер пришёл к выводу, что именно верования накладывают отпечаток на способы ведения хозяйства, структуру общества, развитие цивилизации в целом. Например, погружение в собственные ощущения, стремление к приобретению духовного опыта, свойственные конфуцианству и буддизму, мешают продвижению капитализма на Востоке.

Причины быстрого развития западного общества социолог также видит в религиозных взглядах и личностных характеристиках, свойственных европейцам: рациональность мышления, склонность к бюрократии.

Изменение структуры общества и появление новых социальных институтов в социологии Вебера связано с понятием харизмы. Именно это качество, присущее некоторым общественным лидерам и полководцам, отличает выдающуюся личность от простых людей. Обладателю харизмы приписываются исключительные, сверхчеловеческие способности (Будда, Христос). Харизматический вождь, по мнению ученого, может внести изменения даже в устойчивую социальную структуру, лишённую динамизма.

Факторы, способствующие социальным изменениям

При всем своём разнообразии основные факторы социальных изменений можно объединить в следующие группы: социальные, экономические, политические, технологические.

Характеристики каждой группы представлены в таблице.

Таблица. Факторы изменения социума

Какие социальные изменения происходят в современном обществе

Преобразование в одной области жизни социума влечёт за собой перемены и в других сферах. Трансформации происходят в политической (избрание новых государственных лидеров, смена форм правления), культурной (возрождение обычаев, переосмысление истории), социальной сфере (появление новых социальных групп, профессий).

В современном обществе происходит установление тесных политических и экономических связей между государствами, создание единого информационного поля. Мировые державы становятся взаимосвязаны и взаимозависимы. Этот процесс называется глобализацией . Он имеет, как позитивные (технологический рост, создание новых рабочих мест, свободный доступ к информации), так и негативные (экологические проблемы, беспрецедентное увеличение миграционных потоков, неравномерность экономического развития государств) стороны.

В современной России

Рассматривая преобразования, происходящие в нашей стране, нельзя забывать, что Российская Федерация не является изолированным государством. Все процессы, характерные для мирового сообщества, затрагивают и Россию.

В течение последних нескольких десятилетий серьёзные изменения произошли и в структуре общества, и в мировоззрении россиян.

Многие социологи, характеризуя тенденции изменений в жизни россиян, особое значение придают процессу компьютеризации и использованию Интернета. Выделяют следующие основные аспекты:

  1. автоматизация некоторых этапов трудового процесса , т. е. часть функций, ранее осуществляемых людьми, теперь выполняются механизмами;
  2. возможность быстрого получения разноплановой информации . Оптимистично настроенные исследователи полагают, что доступ к Интернету повлечёт за собой повышение грамотности населения. К сожалению, наличие знаний, не всегда означает их правильное применение;
  3. изменение форм и способов общения между людьми . Дружеские беседы все чаще происходят посредством обмена сообщениями через мобильные приложения или посланиями по электронной почте. Для передачи эмоций собеседники используют язык идеограмм и смайлов;
  4. создание информационных компьютерных баз данных . Сведения личного характера, предоставляемые человеком для одних целей (покупка через Интернет, оплата товаров банковской картой и т. д.), потенциально могут быть использованы не по назначению. Некоторые исследователи видят в этом опасность несанкционированного наблюдения за частной жизнью граждан.

Человек, живущий в постоянно меняющихся обстоятельствах, вынужден развивать новые качества, помогающие приспосабливаться к окружающему миру. Чтобы чувствовать себя комфортно и успешно адаптироваться к любой ситуации, не подвергаясь постоянному стрессу, необходимо обладать не только знаниями и навыками, но и гибкостью мышления, мобильностью и умением критически оценивать поступающую информацию.

(Документ)

  • Обществознание. Краткий конспект (Документ)
  • Михеев М.А., Михеева И.М. Краткий курс теплопередачи (Документ)
  • Беломытцев А.С. Краткий курс теоретической механики. Статика и кинематика (Документ)
  • Горшков А.В. Социология труда: Краткий курс (Документ)
  • Пирсон Б., Томас Н. Магистр делового администрирования. Краткий курс (Документ)
  • Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс (Документ)
  • Черноуцан А.И. Краткий курс физики (Документ)
  • Презентация - Геометрия 7 класс краткий курс (Реферат)
  • Скляров Ю.С. Эконометрика (краткий курс) (Документ)
  • Натансон И.П. Краткий курс высшей математики (Документ)
  • n1.doc

    1.5 . Социальные институты

    Одним из элементов, входящих в состав общества как системы, являются различные социальные институты.

    Слово институт здесь не следует воспринимать как какое-то конкретное учреждение. Это широкое понятие, в которое закладывается то, что создается людьми для реализации их потребностей, желаний, стремлений. Для того чтобы лучше организовать свою жизнь и деятельность общество формирует определенные структуры, нормы, позволяющие удовлетворять те или иные потребности.

    Социальные институты - это относительно устойчивые типы и формы социальной практики, посредством которых организуется общественная жизнь, обеспечивается стабильность связей и отношений в рамках общества.

    Ученые выделяют в каждом обществе несколько групп институтов: экономические институты, которые служат для производства и распределения товаров и услуг; 2) политические институты, регулирующие общественную жизнь, связанные с реализацией властных полномочий и доступе к ним; 3) институты стратификации, определяющие распределение социальных позиций и общественных ресурсов; 4) институты родства, обеспечивающие воспроизводство и наследование посредством брака, семьи, воспитания; 5) институты культуры, развивающие преемственность религиозной, научной и художественной деятельности в обществе.

    К примеру, потребность общества в воспроизводстве, развитии, сохранении и преумножении выполняют такие институты как семья и школа. Социальным институтом, который осуществляет функции безопасности, защиты выступает армия.

    Институтами общества также являются мораль, право, религия. Исходным, отправным пунктом для формирования социального института является осознание обществом своих потребностей.

    Появление социального института обусловлено:


    • потребностью общества;

    • наличием средств удовлетворения этой потребности;

    • наличие необходимых материальных, финансовых, трудовых, организационных ресурсов;

    • возможностью его интеграции в социально-экономическую, идеологическую, ценностную структуры общества, что позволяет узаконить профессионально-правовую основу его деятельности.
    Известный американский ученый Р. Мертон определил основные функции социальных институтов. Явные функции записаны в уставах, формально закреплены, официально приняты людьми. Они формализованы и в большей степени подконтрольны обществу. К примеру, мы можем поинтересоваться у государственных органов: «А куда идут наши налоги?»

    Скрытые функции, те которые осуществляются реально и формально могут быть не закреплены. Если скрытые и явные функции расходятся, формируется определенный двойной стандарт, когда одно заявляется на словах, а другое делается на самом деле, ученые говорят о нестабильности развития общества.

    Процесс развития общества сопровождается институционализацией - то есть формированием новых отношений и потребностей, приводящих к созданию новых институтов. Американский ученый-социолог XX века Г.Лэнски определил ряд потребностей, которые приводят к образованию новых институтов: Это потребности:


    • в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт);

    • в производстве продуктов и услуг;

    • в распределении благ;

    • в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия;

    • в поддержании системы неравенства (размещении общественных групп по позициям, статусам в зависимости от разных критериев);

    • в социальном контроле за поведением членов общества (религия, мораль, право).
    Для современного общества характерно разрастание и усложнение системы институтов. Одна и та же социальная потребность может порождать существование нескольких институтов, с другой, определенные институты, к примеру семья, могут реализовывать одновременно несколько потребностей: в воспроизводстве, в общении, в безопасности, в производстве услуг, в социализации и т.д.
    1.6 . Многовариантность общественного развития.

    Жизнь каждого человека и общества в целом находится в постоянном изменении. Ни один прожитый нами день и час не похожи на предыдущие. Когда мы говорим о том, что произошло изменение? Тогда, когда для нас ясно, что одно состояние неравно другому, что появилось что-то новое, не бывшее ранее. Как происходят и куда направлены данные изменения?

    В каждый отдельный момент времени на человека и его ассоциации оказывает влияние множество факторов, порой рассогласованных и разнонаправленных между собой. Поэтому трудно говорить о какой-либо ясной, четко очерченной стреловидной линии развития, характерной для общества. Процессы изменения происходят сложно, неравномерно, и их логику порой трудно уловить. Многообразны и извилисты пути общественных изменений.

    Часто нам приходится встречаться с таким понятием как «общественное развитие». Давайте задумаемся, а как изменение вообще будет отличаться от развития? Какое из этих понятий более широкое, а какое более конкретное, и его можно вписать в другое, рассмотреть как частный случай другого. Очевидно, что не всякое изменение есть развитие. А лишь то, которое предполагает усложнение, усовершенствование, связано с проявлением общественного прогресса.

    Что движет развитием общества? Что может скрываться за каждым новым этапом? Ответ на эти вопросы нам следует искать, прежде всего в самой системе сложных общественных отношений, внутренних противоречиях, конфликтах разных интересов.

    Импульсы развития могут исходить как от самого общества, его внутренних противоречий, так и извне.

    Внешние импульсы могут, в частности, порождены природной средой, космосом. Например, серьезные проблемы перед современным обществом ставит изменение климата нашей планеты, так называемое «глобальное» потепление. И ответом на этот «вызов» стало принятие рядом стран мира Киотского протокола, предписывающего странам сократить выбросы в атмосферу вредных веществ. В 2004 году Россия также ратифицировала данный протокол, взяв на себя обязательства по охране окружающей среды.

    Если изменения в обществе происходят постепенно, новое накапливается в системе достаточно медленно и порой незаметно для наблюдателя. Старое, предыдущее является той основой, на которой выращивается новое, органично сочетая в себе следы предшествующего. Мы не ощущаем конфликта и отрицания новым старого. И лишь по прошествии сколь-нибудь длительного времени, мы восклицаем с удивлением: «Как же все изменилось вокруг!». Такие постепенные поступательные изменения мы называем эволюцией. Эволюционный путь развития не предполагает слома, разрушения предшествующих общественных отношений.

    Внешним проявлением эволюции, основным способом ее осуществления является реформа . Под реформой мы понимаем властное действие, направленное на изменение определенных сфер, сторон общественной жизни, с целью придания обществу большей устойчивости, стабильности.

    Эволюционный путь развития - не единственный. Не все общества и не всегда могли решать задачи за счет органичных постепенных преобразований. В условиях острого кризиса, затрагивающего все сферы жизни общества, когда накопившиеся противоречия буквально взрывают сложившиеся порядки, наступают революции. Всякая революция, протекающая в обществе, предполагает качественное преобразование общественных структур, слом старых порядков, быстрые стремительные инновации. Революция высвобождает значительную социальную энергию, которую не всегда удается контролировать тем силам, которые инициировали революционные перемены. Идеологи и практики революции словно выпускают «джина из бутылки» в виде народной стихии. Впоследствии они пытаются посадить этого джинна обратно, но это, как правило, не получается. Революционная стихия начинает развиваться по своим законам, ставя в тупик своих творцов.

    Именно вследствие этого, в ходе социальной революции, зачастую, превалируют стихийные, хаотические начала. Иногда революции хоронят тех людей, которые стояли у их истоков. Или же, результаты, последствия революционного взрыва столь существенно отличаются от первоначально поставленных задач, что творцы революции не могут не признать свое поражение. Революции порождают новое качество, и важно суметь вовремя перевести дальнейшие процессы развития в эволюционное русло. Россия пережила в XX столетии две революции. Особенно тяжелые потрясения выпали на долю нашей страны в 1917-1920 годах.

    Многие революции, как показывает история, могут сменяться и реакцией, откатом в прошлое. Можно говорить о различных типах революций в развитии общества: социальных, технических, научных, культурных.

    Значение революций по-разному оценивается мыслителями. Так, к примеру, немецкий философ К.Маркс, основоположник научного коммунизма, определял революции как локомотивы истории. В то же время, многие подчеркивали деструктивное, разрушительное воздействие революций на общество. В частности, российский философ Н.А. Бердяев (1874 - 1948) писал о революции: «Все революции кончались реакциями. Это - неотвратимо. Это - закон. И чем неистовее и яростнее бывали революции, тем сильнее были реакции. В чередованиях революций и реакций есть какой-то магический круг».

    Сравнивая между собою пути преобразования общества, известный современный российский историк П.В.Волобуев писал: «эволюционная форма, во-первых, дала возможность обеспечить преемственность общественного развития и благодаря этому сохранить все накопленное богатство. Во-вторых, эволюция, вопреки нашим примитивным представлениям, сопровождалась и крупными качественными изменениями в обществе, причем не только в производительных силах и технологии, но и в духовной культуре, в образе жизни людей. В-третьих, для решения возникавших в ходе эволюции новых общественных задач, она взяла на вооружение такой способ общественного преобразования, как реформы, оказавшиеся по своим «издержкам» просто несопоставимыми с гигантской ценой многих революций. В конечном счете, как показал исторический опыт, эволюция способна обеспечить и поддерживать социальный прогресс, придавая ему к тому же цивилизованную форму».