Биографии Характеристики Анализ

Ориентиры для детей с овз в доу. Формы и методы работы с детьми с овз в детском саду

Проблемы специального образования сегодня являются одними из
самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и
науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это
связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными
возможностями здоровья и детей­инвалидов, неуклонно растет.
Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей­
инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно­
развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с
обычными детьми возможности для получения образования в пределах
специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление,
воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную
адаптацию.
«Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и
детьми­инвалидами (далее – дети с ограниченными возможностями здоровья)
образования является одним из основных и неотъемлемых условий их
успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни
общества,
эффективной самореализации в различных видах
профессиональной и социальной деятельности.
В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными
возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из
важнейших задач государственной политики не только в области образования,
но и в области демографического и социально­экономического развития
Российской Федерации».
В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с
проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование.
Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности
качественного образования, его индивидуализация и дифференциация,
систематическое повышение уровня профессиональной компетентности
педагогов коррекционно­развивающего обучения, а также создание условий
для достижения нового современного качества общего образования.
Сегодня многие страны признают интегрированное обучение наиболее
перспективной организационной формой обучения.
Дошкольные образовательные учреждения, организуя интегрированное
воспитание и обучение детей с ОВЗ, решают следующие социально значимые
задачи:
1) расширение охвата детей необходимой коррекционно­педагогической
и медико­социальной помощью;
2) обеспечение родителей (опекунов) консультативной поддержкой;
3) подготовка общества к принятию человека с ограниченными
возможностями.
1

Организация работы с детьми дошкольного возраста с
ограниченными возможностями здоровья в условиях детского сада
в группах общеразвивающей направленности
Действующее законодательство позволяет организовать обучение и
воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных
образовательных учреждениях,
не являющихся коррекционными.
Обязательным является соблюдение гарантированных законодательством
прав родителей (законных представителей) детей с ограниченными
возможностями здоровья выбирать формы получения детьми образования,
образовательные учреждения, защищать законные права и интересы детей,
включая обязательное согласование с родителями
(законными
представителями) вопроса о направлении (переводе) детей с ограниченными
возможностями здоровья в коррекционные образовательные учреждения
(классы, группы).
Дети с ограниченными возможностями здоровья могут и должны
находиться и развиваться в обычном детском саду. Начинать совместное
воспитание и обучение нужно в дошкольном возрасте. Вместе с тем,
специалисты не рекомендуют включать в группы детского сада детей с
умственной отсталостью умеренной и тяжелой степени, а также детей со
сложными (множественными) нарушениями. Такие дети в силу особенностей
их психофизического развития не смогут участвовать во фронтальных,
подгрупповых занятиях группы.
Основы коррекционного воспитания и обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья надо знать всем людям, которые
будут взаимодействовать с таким ребенком. В процессе пребывания ребенка с
ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном
учреждении работникам необходимо знать следующие положения
коррекционной работы:
 Включать в занятия всех детей группы, независимо от дефекта,
разрабатывая для каждого из них индивидуальную развивающую
и коррекционную программу.
 При оценке динамики продвижения ребенка с ограниченными
возможностями здоровья сравнивать его не с другими детьми, а
главным образом с самим с собой на предыдущем уровне
развития.
 Создавать для ребенка атмосферу доброжелательности,
психологической безопасности. Педагог должен стремиться к
безоценочному принятию ребенка, пониманию его ситуации.
 Корректно и гуманно оценивать динамику продвижения ребенка.
Педагогический прогноз строить на основе педагогического
2

оптимизма, стремясь в каждом ребенке найти сохранные
психомоторные функции, положительные стороны его личности
и развития, на которые можно опереться при педагогической
работе.
Диагноз и прогноз должен быть предметом профессиональной тайны
специалистов. Это важное условие профессиональной этики медицинского и
педагогического персонала.
Разрабатывать
динамичную индивидуальную развивающую
коррекционную программу для каждого ребенка совместно с родителями.
При разработке такой программы опираться на общие закономерности
возрастного развития, как в норме, так и в условиях патологии.
Соблюдать основные принципы методического подхода к воспитанию
и обучению детей с ограниченными возможностями здоровья:
 создавать специальные условия для обеспечения мотивационной
стороны деятельности;
 осуществлять коммуникативную направленность обучения;
 строго индивидуализировать обучение;
 всесторонне развивать у ребенка продуктивные виды
деятельности: лепку, рисование, ручной труд, аппликации и т.п.;
 создавать условия для активного участия родителей и
замещающих их лиц в воспитании и обучении детей.
Предлагается соблюдать следующие обязательные направления
коррекционные работы в сфере развития жизненной компетенции для всех
категорий детей с ограниченными возможностями здоровья:
1. Развитие адекватных представлений о собственных возможностях и
ограничениях, о насущно необходимом жизнеобеспечении, способности
вступать в коммуникацию с взрослым, чтобы попросить помощи.
2. Овладение социально­бытовыми умениями, используемыми в
повседневной жизни.
3. Овладение навыками коммуникации.
4. Дифференциация и осмысление картины мира и ее временно­
пространственной организации.
5. Осмысление своего социального окружения и освоение
соответствующих возрасту системы ценностей и социальных ролей.
Рассмотрим основные направления работы и требования к результатам
этой работы по каждому направлению. Эти требования конкретизируются
применительно к каждой категории детей в соответствии с их особыми
образовательными потребностями (дети с нарушением слуха, зрения, дети с
3

речевыми нарушениями, двигательными нарушениями¸ дети с расстройствами
аутистического спектра).
По первому направлению результатом работы будут:
 умение адекватно оценить свои силы, понимать, что можно и чего
нельзя в еде, в физических нагрузках;
 умение пользоваться личными адаптивными средствами в разных
ситуациях (слуховой аппарат, очки);
 понимание ребенком, что попросить помощи при возникновении при
жизнеобеспечении – это нормально, необходимо, не стыдно; умение
пользоваться соответствующим набором фраз и определений («у меня
болит …», «мне нельзя есть сладкое» и т.д.);
 умение обратиться к взрослым при затруднении в игре, обучении,
сформулировать запрос о специальной помощи («можно, я пересяду,
мне не видно», «мне неудобно сидеть» и т.д.)
По второму направлению результатами работы будут:
 прогресс в самостоятельности и независимости в овладении бытовыми
навыками и навыками самообслуживания;
 умение включаться в разнообразные повседневные дела, принимать в
них посильное участие, брать на себя ответственность в каких­то
областях домашней жизни (поддержание чистоты в доме, создание уюта,
стирка, глажка, чистка одежды и др.);
 ориентировка в устройстве жизни в детском саду, принятие на себя
обязанностей наряду с другими детьми (дежурство в группе, полив
растений, уборка игрушек и др.);
 положительная динамика в участии в подготовке и проведении
праздников, стремлении порадовать близких.
По третьему направлению результатами работы будут:
 умение использовать правила коммуникации в актуальных для ребенка
житейских ситуациях;
 умение начать и поддержать разговор, задать вопрос, выразить свои
намерения, просьбу, пожелания, опасения, завершить разговор;
 освоение культурных форм выражения своих чувств: умение корректно
выразить отказ, недовольство, благодарность, сочувствие и т.д.;
 расширение и обогащение опыта коммуникации ребенка в ближнем и
дальнем окружении.
По четвертому направлению надо учитывать, что все дети с
ограниченными возможностями здоровья обладают ограниченным опытом
активных и разнообразных контактов с окружающим миром. Представления о
мире могут фрагментарными и стереотипными, ограниченными привычными
ситуациями, порождающими искажение или однозначность в восприятии и
понимании происходящего. Результатами работы в таком случае будут:
4

 адекватность бытового поведения ребенка с точки зрения
опасности/безопасности и для себя, и для окружающих;
 использование вещей в соответствии с их функциями, принятым
порядком и характером наличной ситуации;
 расширение и накопление знакомых и разнообразно освоенных мест за
пределами дома и детского сада: двор, лес, парк, загородные
достопримечательности и др.;
 умение ребенка накапливать личные впечатления, связанные с
явлениями окружающего мира, упорядочивать их во времени и
пространстве;
 умение устанавливать связь между природным порядком и укладом
собственной жизни, поведением и действиями в быту сообразно
пониманию этой связи (помыть грязные сапоги, принять душ после
прогулки и т.п.);
 умение устанавливать связь общественного порядка и уклада
собственной жизни, соответствовать этому порядку (посещение
магазина ограничено часами его работы, посещение театра,
общественного места требует определенной одежды и др.);
 развитие у ребенка наблюдательности, любознательности, способности
включаться в совместную с взрослым
замечать новое,
исследовательскую деятельность;
 накопление опыта освоения нового при помощи экскурсий и
путешествий;

 развитие способности взаимодействовать с другими людьми, осмыслять,
присваивать чужой опыт, используя вербальные и невербальные
возможности (игра, чтение, рисунок как коммуникация и др.).
По пятому направлению результатами будут:
знание правил поведения в разных социальных ситуациях и с людьми
разного социального статуса, со взрослыми разного возраста и с детьми
(старшими, младшими, сверстниками), со знакомыми и незнакомыми
людьми;
 освоение необходимых ребенку социальных ритуалов,умение корректно
отказ, недовольство, благодарность,
выражать свои чувства:
сочувствие, просьбу, опасение;
 умение не быть назойливым в своих просьбах и требованиях, быть
благодарным за оказание помощи;
 умение применять формы выражения своих чувств соответственно
ситуации социального контакта;
 расширение круга освоенных социальных контактов.
Доступным для детей с ограниченными возможностями здоровья любое
образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать особые
5

образовательные потребности детей данной категории. Это создание
психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок
перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с
ограниченными возможностями здоровья может реализовать не только свое
право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную
жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.
6

СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ В ДОУ

ДЛЯ КОМПЛЕКСНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ С ОВЗ

Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» при расстановке приоритетов в сфере образования одним из самых важных определила курс на сохранение здоровья детей. И на ступени дошкольного детства мы строим свою работу таким образом, чтобы максимально сохранить и укрепить здоровье малышей. Однако неуклонно увеличивается количество детей, относящихся к категории с ограниченными возможностями здоровья. Для них необходимы особые условия и грамотное, с точки зрения коррекционной педагогики, сопровождение.

Сопровождение как процесс, как целостная система деятельности опирается на определенные принципы: соблюдение интересов ребенка; системность сопровождения.

На ряду с этим особую тревогу на этапе перехода от традиционного дошкольного образования к инновационному вызывает проблема обучения и воспитания дошкольников с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья), большой разнородной группы детей с недостаточным уровнем психофизического и речевого развития, находящейся в условиях скрытой интеграции в общеразвивающих ДОУ. Интеграция детей с ОВЗ в массовые образовательные учреждения – это социальный заказ общества и государства, закономерный этап развития системы специального образования. В массовых ДОУ находится более 30% детей с ОВЗ, интегрированных в среду нормально развивающихся сверстников по разным причинам:

Дети без соответствующих диагнозов, но с нарушениями адаптации; их "интеграция" обусловлена тем, что имеющееся отклонение в развитии еще не выявлено;

Дети, родители которых, зная о нарушении развития ребенка , по разным причинам настаивают на обучении в массовом детском саду.

К сожалению, на сегодняшний день в России не разработана целостная, эффективная система включения детей с ОВЗ в социальную жизнь. Слабо разработана и система включения детей с ОВЗ в массовые детские сады. Многие педагоги оказываются в затруднительном положении, т. к не готовы и не способны оказывать помощь таким детям.

Решение проблемы обучения и воспитания детей с ОВЗ в рамках существующей системы образования осложнено рядом противоречий между:

Возможностью детей с ОВЗ посещать массовые детские сады и не готовностью и не способностью педагогов оказывать помощь таким детям;

Необходимостью реализации индивидуально-дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания детей всех категорий с ОВЗ в ДОУ в зависимости от их психофизических возможностей и отсутствием теоретически обоснованной стратегии организации этого процесса на всех уровнях управления системой ДОУ;

Нарастанием интенсивности социальных преобразований в обществе, порождающих интеллектуализацию образования в дошкольном детстве, усилением учебных нагрузок при обучении и воспитании детей в массовых ДОУ и несовершенством системы обучения и воспитания детей с ОВЗ, интегрированных в ДОУ, способствующей сохранению и укреплению здоровья данной категории детей;

Необходимостью поиска альтернативных технологий обучения и воспитания, соответствующих индивидуальным психофизическим особенностям всех категорий детей с ОВЗ и отсутствием системы оценки эффективности и пользы этих технологий в условиях инновационных преобразований для детей с ОВЗ.

Получение детьми с ОВЗ образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Задача педагогов так организовать образовательную работу, чтобы в каждом возрасте ребенку с ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту, психофизическому и речевому развитию.

Одним из условий повышения эффективности коррекционно-педагогической работы является создание адекватной возможностям ребенка охранительно-педагогической и предметно-развивающей среды, то есть системы условий, обеспечивающих полноценное развитие всех видов детской деятельности, коррекцию отклонений высших психических функций и становление личности ребенка. Организация воспитания и обучения дошкольников с ОВЗ предполагает внесение изменений в формы коррекционно-развивающей работы. Для большинства детей характерны моторные трудности, двигательная расторможенность, низкая работоспособность, что требует внесения изменений в планирование образовательной деятельности и режим дня. Одним из немаловажных условий является необходимость организовать охранительный режим, который щадит и в тоже время укрепляет нервную систему ребенка. В режиме дня должны быть предусмотрены увеличение времени, отводимого на проведение гигиенических процедур, сна, прием пищи. Предусматривается широкое варьирование организационных форм коррекционно-образовательной работы: групповых, подгрупповых, индивидуальных.

Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях массового детского сада является оснащение его специальным оборудованием: для детей, имеющих нарушения опорно-двигательной системы, необходимы специальные кресла с подлокотниками, специальные столы, корректоры осанки (реклинаторы); следует предусмотреть наличие пандуса. И поэтому необходимо в массовых детских садах создавать комбинированные группы со сходными нарушениями у детей с ОВЗ.

Наш детский сад посещают дети, имеющие инвалидность, нарушение осанки, слуха и дети с логопедическими и поведенческими проблемами. Для этих детей очень важно быть любимыми, нужными принятыми, иметь по мере возможности самостоятельность, а значит и уверенность в своих силах.

Когда дети с ОВЗ стали посещать наш детский сад, мы столкнулись с проблемами, которые перечислены выше. Такие дети нуждаются в том, чтобы систематическое комплексное коррекционное воздействие было начато как можно раньше. Мы убеждены, что главное в нашей работе – это, прежде всего, полноценное формирование личности каждого ребенка, а не только занятия по преодолению нарушений. Именно поэтому, мы вовлекли в коррекционно – развивающий процесс весь коллектив дошкольного учреждения, родителей и нормально развивающихся сверстников, так как мы считаем, что наша работа не должна ограничиваться стенами ДОУ. Ведь успешное преодоление нарушений у детей возможно только при условии индивидуального, толерантного отношения к личности ребенка и тесной взаимосвязи и преемственности в работе всего коллектива (учителей – логопедов, воспитателей, психологов и других специалистов). Проработав методическую литературу, были определены области деятельности специалистов и организована деятельность педагогического коллектива, все специалисты в своём направлении разработали методические рекомендации по работе с детьми с ОВЗ. На совместных занятиях мы, на наш взгляд, решаем главную задачу – включение ребенка с ОВЗ в детский коллектив нормально развивающихся сверстников и воспитание взаимного толерантного отношения друг к другу. А тесная взаимосвязь специалистов нашего детского сада позволяет сделать эти занятия максимально продуктивными.

Кроме того, важна включенность родителей в реальный педагогический процесс: это совместные «гостиные», семинары-практикумы. Перед педагогами ДОУ, стремящимися оказать действенную помощь семье с ребенком с ОВЗ, встаёт ряд непростых во всех отношениях проблем. Здесь не может быть каких - либо стандартных рецептов и типичных решений, все индивидуально.

Как было сказано выше, существует еще масса проблем по данной теме, но у нас уже есть свои маленькие победы: (это условия, созданные на данный момент в нашем ДОУ):

Наличие у детей с особенностями развития желания посещать детский сад;

Принятие детским коллективом и родителями нормально развивающихся сверстников детей с особенностями развития;

Привыкание детей с ОВЗ к обществу сверстников с нормальным развитием, умение взаимодействовать с ними, а мы, в свою очередь, стараемся организовать это взаимодействие, как взаимодействие равных партнеров.

Доступным для детей с ОВЗ любое образовательное учреждение делают педагоги, способные реализовать образовательные потребности детей данной категории. Это создание психологической, нравственной атмосферы, в которой особый ребенок перестанет ощущать себя не таким как все. Это место, где ребенок с ОВЗ может реализовать не только свое право на образование, но и, будучи включенным в полноценную социальную жизнь ровесников, обрести право на обычное детство.

Олеся Исаева
Формы и методы работы с детьми с ОВЗ в детском саду

Формы и методы работ в детском саду с детьми с ОВЗ .

Детям с ОВЗ сегодня не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычном образовательном учреждении. Независимо от социального положения, расовой принадлежности, физических и умственных способностей инклюзивное образование предоставляет возможность каждому ребенку удовлетворить свою потребность в развитии и равные права в получении адекватного уровню его развития образования.

Наш детский сад посещают дети с различными психологическими особенностями. Начиная работу с детьми с ОВЗ , я встала перед проблемой организации для них учебного процесса, выбора форм и методов работы с этой категорией воспитанников. Так как на сегодняшнем этапе реализации образовательной программы является приоритетным личностно – ориентировочное образование, то мы в работе с детьми должны опираться на индивидуальные особенности ребенка. Необходимость индивидуального подхода к детям признается всеми, но осуществление его на практике – дело непростое. Задачей индивидуального подхода является наиболее полное выявление способов развития, возможностей ребенка.

Как правило, у детей с ОВЗ имеются трудности в общении, поведении, обучении, эмоциональном развитии. Помимо проблем социального взаимодействия и общения, дети с ограниченными возможностями здоровья имеют сложности в адекватном восприятии мира. У них нарушено представление о целостной картине мира. Ребенок может воспринимать мир как разрозненный хаотичный набор элементов. В результате он не может наитии свое место в жизни, быть полноценным членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится деструктивным.

Психологическая коррекция является одним из важных звеньев в системе комплексной реабилитации детей. Основная задача коррекционной работы - создание условий для всестороннего развития ребенка с ОВЗ в целях обогащения его социального опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников. Основные методы , коррекционного воздействия, которые я применяю в своей работе это :

1. Игротерапия

Игра – это любимое занятие и ведущая деятельность ребенка с самых ранних лет. Она позволяет ребенку получить представление об окружающем его мире. С ее помощью формируются такие важные психические функции, как мышление, воображение, фантазия. Игровая терапия также призвана помочь ребенку преодолеть сложности развития, исключить проблемы поведения, разобраться, что беспокоит малыша на самом деле. Итогом проведенной терапии является повышение самооценки ребенка, развиваются коммуникативные навыки, понижается уровень тревожности, страха. Процесс игротерапии я провожу в сенсорной комнате, либо, если речь идет о групповой терапии в музыкальном зале совместно с музыкальным руководителем. Игры применяются разные, для улучшения психологического самочувствия используются следующие игры : «Жмурки» , «Полоса препятствий» , «Краски» , и др., игры помогающие в коррекции агрессии : «Сражение» , «Обзывание овощами, фруктами, ягодами» , «Злые- добрые кошки» и др., игры направленные на снятия напряжения, расслабляющие : «Снеговик» , «Буратино» , «Тряпичная кукла» , «Насос и мяч» , «Цветные ладошки» и другие.

2. Психогимнастика.

Это курс специальных занятий (этюдов, упражнении, игр, направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка. Психогимнастика примыкает к психолого – педагогическим и психотерапевтическим методикам , общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств.

Наиболее эффективными являются упражнения психогимнастики, которые включают в себя в конце занятия дальнейшие элементы арт – терапии.

Игра «Кляксы» (дутье из соломинки, «Монотип» , эти упражнения помогают ослабить воображение слишком расторможенных детей и развивают воображение.

Свободное и тематическое рисование, (важным в этом упражнении является выбор цвета ребенком) . Для создания комфортной обстановки детям позволяется рисовать лежа на полу. В воспитательных целях, для дружеского эмоционального общения используются изготовление совместных работ на большом листке бумаги. Рисование регулирует поведение, дети становятся спокойнее.

3. Сказкотерапия, куклотерапия.

Еще русский философ И. А. Ильин сказал : «Сказка – это сон, приснившийся нации» . Это один из самых эффективных методов работы с детьми с ОВЗ младшего возраста, которые испытывают затруднение в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. «Сказка – для личностного развития» - это психологический термин, который означает развитие эмоциональной, волевой, нравственной, интеллектуальной сфер методом работы со сказкой . Сказкотерапия способствует формированию психических процессов, помогает детям победить страхи, развить воображение. Работу со сказкой я разнообразила дидактическими играми :

- развитие внимания : «Найди отличия» , «Помоги герою сказки пройти через лабиринт» , «Где спрятались герои сказки» и др. ,

- развитие памяти : «Кто за кем стоит» (запоминание последовательности героев сказки, «Перескажи отрывок» и др. ,

- развитие мышления : «Собери башенку для Маши» , «Разложи сказки по картинкам» и др. ,

-развитие мелкой моторики : «Собери бусы для Аленушки» , «Одень медвежонка» и др. ,

- развитие крупной моторики : «Покажи движение каждого героя» , «Станцуй как зайчик, как медведь, как лисичка» .

Методы и приемы работы со сказкой разнообразны, и это прекрасно : работая всего лишь с одной из сказок, малыш учится очень многому – процессу социализации и индивидуального роста.

3. Коррекционная работа в сенсорной комнате .

Сенсорная стимуляция очень важна для детей, страдающих ДЦП, ранним детским аутизмом , синдромом Дауна. Релаксация и медитация в этой комнате – это не только избавление от эмоционального негатива и укрепление нервной системы – это сохранение и приумножение душевного и физического здоровья. В зависимости от целей занятия в бассейне можно достичь эффекта расслабления (релаксации) или наоборот повышение двигательной и эмоциональной активности. Погружаясь в сухой бассейн, перемещаясь в нем, дети принимают позу, которая соответствует состоянию их мышечного тонуса. При этом постоянный контакт всей поверхности тела с шариками позволяет лучше почувствовать его, создает мягкий массажный эффект, обеспечивая глубокую мышечную релаксацию.

По результатам проводимой работы я убедилась , что взаимодействие педагога – психолога с детьми с ОВЗ рассматривается как комплексная технология психологической поддержки и помощи ребенку, родителям и педагогам в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации со стороны педагога – психолога. Эффективность и полезность занятий с детьми с ОВЗ зависит от выбранных форм и методик работы , проводимая коррекционная работа приводит к психологической и социальной реабилитации, способствует повышению самооценки детей.

Публикации по теме:

Формы и методы перехода от индивидуальной работы к комплексной на занятиях по трудовому воспитанию Изобразительная деятельность играет важную роль в развитии ребенка. С одной стороны, она, наряду с игрой и речью, является действенным средством.

Формы и методы работы с организацией здоровьесберегающей работы с родителями и детьми Формы и методы работы с организацией здоровьесберегающей работы с родителями и детьми. Нет не чего прекраснее слов Сухомлинского. «Я не.

Инновационные методы и нетрадиционные формы взаимодействия педагога с детьми и родителями Тема работы: Инновационные методы и нетрадиционные формы взаимодействий педагога с детьми и родителями. Выполнила воспитатель: Егорова Светлана.

Методы работы по социализации детей с ОВЗ «Методы работы по социализации детей с ОВЗ. Мир профессий» Специальные коррекционные занятия по СБО направлены на практическую подготовку.

Нестандартные формы работы в детском саду с педагогами. Слайд 1. Нестандартные формы работы в детском саду с педагогами. Слайд 2 Постоянная связь содержания методической работы с результатами.

Нетрадиционные формы работы с родителями в детском саду Детский сад-это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт не только дети, но и родители. Воспитатель, являясь организатором.

Опыт работы педага «Методы, формы, приемы работы по формированию нравственного отношения у дошкольников любви к малой Родине» Дошкольный возраст является важным периодом в становлении нравственных качеств у ребенка, которые являются результатом нравственного воспитания.

Современные формы и методы физкультурно-оздоровительной работы в педагогическом процессе Современные формы и методы физкультурно–оздоровительной работы в педагогическом процессе Воспитатель: Голикова Н. А. «Здоровью научить.

Современные формы и методы работы с детьми - здоровьесберегающие технологии - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных.

Современные методы коррекционной работы с дошкольниками по улучшению психоэмоционального состояния в детском саду Аннотация: Проблема эмоционального самочувствия детей в семье и дошкольном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное.

Библиотека изображений:

В последние годы значительное внимание уделяется проблемам детей с особыми возможностями здоровья (ОВЗ). Что это такое и как их решить? Попытаемся разобраться.

Ограниченные возможности здоровья (ОВЗ). Что это такое?

В научных источниках литературы описано, что человек с ОВЗ отличается определенными ограничениями в повседневной жизнедеятельности. Речь идет о физических, психических или сенсорных дефектах. Человек поэтому не может исполнять те или иные функции или обязанности.

Данное состояние бывает хроническим или временным, частичным или общим.

Естественно, физические ограничения накладывают значительный отпечаток на психологию. Обычно инвалиды стремятся к изоляции, отличаются заниженной самооценкой, повышенной тревожностью и неуверенностью в своих силах.

Поэтому работу необходимо начинать с детского возраста. Значительное внимание в рамках инклюзивного образования должно быть уделено социальной адаптации инвалидов.

Трехзвенная шкала ограниченных возможностей

Это - британский ее вариант. Шкала была принята в восьмидесятых годах прошлого столетия Всемирной организацией здравоохранения. Она включает в себя следующие ступени.

Первая - носит название "недуг". Речь идет о любой утрате или аномалии (психологической/физиологической, анатомической структуры или функции).

Вторая ступень подразумевает пациентов с дефектами и потерей способности исполнять такую деятельность, которая считается нормальной для остальных людей.

Третья ступень - недееспособность (инвалидность).

Виды овз

В утвержденной классификации нарушений основных функций организма выделен ряд типов. Остановимся на них более подробно.

1. Нарушения психических процессов. Речь идет о восприятии, внимании, памяти, мышлении, речи, эмоциях и воле.

2. Нарушения в сенсорных функциях. Это - зрение, слух, обоняние и осязание.

3.Нарушения функций дыхания, выделения, обмена веществ, кровообращения, пищеварения и внутренней секреции.

4. Изменения статодинамической функции.

Дети-инвалиды, которые относятся к первой, второй и четвертой категориям, это большая часть из общего количества. Их отличают те или иные отклонения и нарушения развития. Поэтому таким детям требуются особые, специфические методы обучения и воспитания.

Психолого-педагогическая классификация детей, которые относятся к системе специального образования

Рассмотрим этот вопрос более подробно. Поскольку от этого будет зависеть выбор приемов и методов обучения и воспитания.

  • Дети, имеющие нарушения в развитии. Они отстают в психическом и физическом развитии из-за того, что есть органическое поражение центральной нервной системы и нарушения функционирования анализаторов (слухового, зрительного, двигательного, речевого).
  • Дети, которые имеют отклонения в развитии. Отличаются перечисленными выше отклонениями. Но они ограничивают их возможности в меньшей степени.

Дети с ОВЗ, дети-инвалиды имеют значительные нарушения в развитии. Они пользуются социальными пособиями и льготами.

Существует также педагогическая классификация нарушений.

Она состоит из следующих категорий.

Дети, с нарушениями:

  • слуха (позднооглохшие, слабослышащие, глухие);
  • зрения (слабовидящие, слепые);
  • речи (разные степени);
    интеллекта;
  • задержкой психоречевого развития (ЗПР);
  • опорно-двигательного аппарата;
  • эмоционально-волевой сферы.

Четыре степени нарушения здоровья

В зависимости от того, какова степень нарушения функций и возможностей адаптации, можно определить степень нарушения здоровья.

Традиционно выделяют четыре степени.

Первая степень. Развитие ребенка с ОВЗ происходит на фоне легкого и умеренного нарушения функций. Эти патологии могут являться показанием для признания инвалидности. Однако, как правило, не всегда это происходит. Более того, при правильном обучении и воспитании ребенок может полностью восстановить все функции.

Вторая степень. Это третья группа инвалидности у взрослых. У ребенка существуют выраженные нарушения в функциях систем и органов. Несмотря на лечение, они продолжают ограничивать его социальную адаптацию. Поэтому такие дети нуждаются в особых условиях обучения и жизни.

Третья степень нарушения здоровья. Она соответствует второй группе инвалидности у взрослого. Наблюдается большая выраженность нарушений, которые значительно ограничивают возможности ребенка в его жизнедеятельности.

Четвертая степень нарушения здоровья. Она включает в себя резко выраженные нарушения функций систем и органов, из-за которых происходит социальная дезадаптация ребенка. Помимо этого, можно констатировать необратимый характер поражений и, зачастую, неэффективность мероприятий (лечебных и реабилитационных). Это первая группа инвалидности у взрослого. Усилия педагогов и врачей нацелены обычно на то, чтобы не допустить критического состояния.

Проблемы развития детей с ОВЗ

Это особая категория. Дети с ОВЗ отличаются наличием физических и психических отклонений, которые способствуют формированию нарушений общего развития. Это общепринятая позиция. Но необходимо разобраться в данном вопросе более подробно.

Если говорить о ребенке с незначительными ОВЗ, что это такое мы уже определили, то необходимо отметить, что при создании благоприятных условий, можно избежать большей части проблем с развитием. Многие нарушения не являются ограничителями между ребенком и окружающим миром. Грамотное психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ позволит им овладеть программным материалом и обучаться вместе со всеми в общеобразовательной школе, посещать обычный детский сад. Они могут свободно общаться со своими ровесниками.

Однако, дети-инвалиды с серьезными нарушениями нуждаются в специальных условиях, в особом образовании, воспитании и лечении.

Социальная политика государства в области инклюзивного образования

В России в последние годы разрабатываются определенные направления социальной политики, которые связаны с увеличением количества детей с ОВЗ. Что это такое и какие проблемы решаются, рассмотрим немного позднее. Пока же отметим следующее.

Базовые положения социальной политики опираются на современные научные подходы, имеющиеся материально-технические средства, детально разработанный юридический механизм, общенациональные и общественные программы, высокий уровень профессиональной подготовки специалистов и прочее.

Несмотря на прилагаемые усилия и прогрессивное развитие медицины, количество детей с ограниченными возможностями стабильно растет. Поэтому основные направления социальной политики направлены на решение проблем их обучения в школе и пребывания в дошкольном учреждения. Рассмотрим это более подробно.

Инклюзивное образование

Обучение детей с ОВЗ должно быть направлено на то, чтобы создавать благоприятные условия для реализации равных возможностей с ровесниками, получения образования и обеспечения достойной жизни в современном обществе.

Однако реализация данных задач должна осуществляться на всех ступенях, начиная от детского сада и заканчивая школой. Остановимся ниже на этих стадиях.

Создание «безбарьерной» образовательной среды

Базовая проблема инклюзивного образования - создать «безбарьерную» образовательную среду. Основное правило - доступность ее для детей с ОВЗ, решение проблем и трудностей социализации.

В образовательных учреждениях, которые обеспечивают их сопровождение, необходимо соблюдение общепедагогических требований к техническому оснащению и оборудованию. Особенно это касается осуществления бытовых нужд, формирования компетентности и социальной активности.

Помимо этого, особое внимание должно уделяться воспитанию и обучению таких детей.

Проблемы и трудности инклюзивного образования

Несмотря на проводимую работу, при обучении и воспитании детей с ОВЗ не все так просто. Существующие проблемы и трудности инклюзивного образования сводятся к следующим позициям.

Во-первых, коллектив детей не всегда принимает ребенка с ОВЗ за "своего".

Во-вторых, педагоги не могут освоить идеологию инклюзивного образования, и существуют трудности при реализации методов обучения.

В-третьих, многие родители не хотят, чтобы их нормально развивающиеся дети ходили в один класс с "особенным" ребенком.

В-четвертых, не все инвалиды способны адаптироваться к условиям обычной жизни, не требуя к себе дополнительного внимания и условий.

Дети с ОВЗ в дошкольном учреждении

Дети с ОВЗ в ДОУ - это одна из основных проблем неспециализированного детского сада. Поскольку процесс взаимоадаптации очень сложен для ребенка, родителей и педагогов.

Приоритетной целью интегрированной группы является социализация детей с ОВЗ. Для них дошкольное учреждение становится начальной ступенью. Дети, имеющие разные возможности и нарушения развития, должны научиться взаимодействовать и общаться в одной группе, развивать свой потенциал (интеллектуальный и личностный). Это становится одинаково важным для всех детей, так как позволит каждому из них максимально раздвинуть существующие границы окружающего мира.

Дети с ограниченными возможностями здоровья в школе

Приоритетная задача современного инклюзивного образования - усилить внимание к социализации детей-инвалидов. Необходима утвержденная адаптированная программа для детей с ОВЗ для обучения в общеобразовательной школе. Однако имеющиеся в настоящее время материалы разрознены и не объединены в систему.

С одной стороны, инклюзивное образование в общеобразовательной школе начинает появляться, с другой стороны, усиливается неоднородность состава учащихся с учетом уровня их речевого, умственного и психического развития.

Подобный подход приводит к тому, что существенно затрудняется адаптация как условно здоровых детей, так и детей с ОВЗ. Это приводит к дополнительным, нередко непреодолимым трудностям при реализации индивидуального подхода педагога.

Поэтому дети с ОВЗ в школе не могут просто обучаться наравне с другими. Для благоприятного результата необходимо создание определенных условий.

Основные направления работы в системе инклюзивного образования

Для полноценного развития ребенка с ОВЗ в школе необходимо работать по следующим направлениям.

Во-первых, для того, чтобы решить проблемы, рекомендуется в образовательном учреждении создать группу психолого-педагогического сопровождения. Ее деятельность будет заключаться в следующем: изучать особенности развития детей с ОВЗ и их особых потребностей, составлять индивидуальные образовательные программы, разрабатывать формы сопровождения. Данные положения должны фиксироваться в специальном документе. Это - индивидуальная карта психолого-педагогического сопровождения развития ребенка с ОВЗ.

Во-вторых, необходима постоянная корректировка приемов и методов обучения и воспитания.

В-третьих, группой сопровождения должен инициироваться пересмотр учебной программы, с учетом оценки состояния ребенка и динамики его развития. В результате создается адаптированный ее вариант для детей с ОВЗ.

В-четвертых, необходимо регулярное проведение коррекционно-развивающих занятий, нацеленных на повышение мотивации, развитие познавательной деятельности, памяти и мышления, познание своих личностных характеристик.

В-пятых, одна из необходимых форм работы - работа с семьей ребенка-инвалида. Основной целью ее является организация помощи родителям в процессе усвоения практических знаний и умений, необходимых при воспитании и обучении детей с ОВЗ. Помимо этого, рекомендуется:

  • активно вовлечь семью в работу образовательного учреждения, обеспечивая психолого-педагогическое сопровождение;
  • проводить консультирование родителей;
  • обучить семью доступным им приемам и методам оказания помощи;
  • организовать обратную связь родителей с образовательным учреждением и др.

В целом, необходимо отметить, что инклюзивное образование в России только начинает развиваться.

Система государственного специального образования включает в себя дошкольные образовательные учреждения специального назначения:

Ясли-сады;

Детские сады;

Дошкольные детские дома;

Дошкольные группы при яслях-садах, детских садах и детских домах общего назначения, а также при специальных школах и школах-интернатах.

Комплектование учреждений происходит по принципу ведущего отклонения в развитии. Созданы дошкольные учреждения (группы) для детей:

С нарушением слуха (глухих, слабослышащих);

С нарушением зрения (слепых, слабовидящих, для детей с косоглазием и амблиопией);

С нарушением речи (для детей с заиканием, с общим недоразвитием речи, фонетико-фонематическим недоразвитием);

С нарушениями интеллекта;

С нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Наполняемость групп в специальных дошкольных учреждениях меньшая по сравнению с массовыми детскими садами (до 15 воспитанников).

В штат специальных дошкольных образовательных учреждений вводятся специалисты – логопеды, сурдопедагоги, олигофренопедагоги, тифлопедагоги, дополнительные медицинские работники.

Образовательный процесс в специальных дошкольных образовательных учреждениях осуществляется в соответствии со специальными комплексными программами обучения и воспитания разработанными и утвержденными Министерством образования РФ для каждой категории детей дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями .

Занятия в специализированных ДОУ перераспределены между воспитателями и дефектологами. Так, занятия по развитию речи, формированию элементарных математических представлений, конструированию, по развитию игровой деятельности в части специальных дошкольных учреждений проводят не воспитатели, а учителя-дефетологи.

В компенсирующих учреждениях организованы специальные виды занятий, такие, как развитие слухового восприятия, коррекция звукопроизношения, развитие зрительного восприятия, лечебная физкультура и др. Подобные направления работы имеются и в обычных детских садах, где они включаются в содержание общеразвивающих занятий.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья посещение специального дошкольного образовательного учреждения бесплатно (письмо Министерства просвещения СССР от 04.06.74 № 58-М «О содержании за государственный счет детей с дефектами физического или психического развития»).

Для родителей нормально развивающегося ребенка детский сад – это место, где ребенок может пообщаться, поиграть с другими детьми, интересно провести время, узнать что-то новое. Для семей, воспитывающих детей с ОВЗ, детский сад может оказаться практически единственным местом, где созданы условия для полноценного развития ребенка.

В соответствии с типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 01.07.95 № 677, ДОУ обеспечивает воспитание, обучение, уход и оздоровление детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет. Дети с ограниченными возможностями здоровья принимаются в дошкольные образовательные учреждения любого вида при наличии условий для коррекционной работы только с согласия родителей (законных представителей) на основании заключения ПМПК .

Большинство детей с ОВЗ воспитываются в детских садах компенсирующего вида и в компенсирующих группах детских садов комбинированного вида. Обучение и воспитание в дошкольных учреждениях осуществляются в соответствии со специальными коррекционно-развивающими программами, разработанными для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья.

Наполняемость групп устанавливается в зависимости от вида нарушений и возраста (две возрастные группы: до трех лет и старше трех лет) детей:

с тяжелыми нарушениями речи – 6-10 человек;

с фонетико-фонематическими нарушениями речи только в возрасте старше 3 лет – до 12 человек;

глухие – до 6 человек для обеих возрастных групп;

слабослышащие – до 6-8 человек;

слепые - до 6 человек для обеих возрастных групп;

слабовидящие, дети с амблиопией, косоглазием – 6-10 человек;

с нарушениями опорно-двигательного аппарата – 6-8 человек;

с нарушениями интеллекта (умственной отсталостью) – до 6-10 человек;

с задержкой психического развития – 6-10 человек;

с глубокой умственной отсталостью только в возрасте старше 3 лет – до 8 человек;

с туберкулезной интоксикацией – 10-15 человек;

со сложными (комплексными) дефектами – до 5 человек для обеих возрастных групп.

Для детей с ОВЗ, которые по разным причинам не могут посещать ДОУ в обычном режиме, в садах организуются группы кратковременного пребывания. Задачами этих групп являются оказание своевременной психолого-педагогической помощи детям, консультативно-методическая поддержка их родителей (законных представителей) в организации воспитания и обучения ребенка, социальная адаптация детей и формирование предпосылок учебной деятельности. В таких группах занятия проводятся преимущественно индивидуально или небольшими подгруппами (по 2-3 ребенка) в присутствии родителей в удобное для них время. Эта новая организационная форма предполагает занятия с разными специалистами ДОУ. Общая продолжительность занятий составляет пять часов в неделю (инструктивное письмо Министерства Образования России от 29.06.99 № 129/23-16 «Об организации в дошкольных образовательных учреждениях групп кратковременного пребывания для детей с отклонениями в развитии»).

Еще один тип образовательных учреждений, где организуется воспитание и обучение детей с ОВЗ – образовательные учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, типовое положение утверждено постановлением Правительства РФ от 31.07.98 № 867. Это различные центры: диагностики и консультирования; психолого-медико-социального сопровождения; психолого-педагогической реабилитации и коррекции; лечебной педагогики и дифференцированного обучения. Данные учреждения рассчитаны на детей с 3 до 18 лет. Контингент учреждений составляют дети:

С высокой степенью педагогической запущенности, отказывающиеся посещать общеобразовательные учреждения;

С нарушениями эмоционально-волевой сферы;

Подвергшиеся различным формам психического и физического насилия;

Вынужденные покинуть семью, в т.ч. по причине несовершеннолетия матери;

Из семей беженцев, вынужденных переселенцев, пострадавшие от стихийных бедствий и техногенных катастроф.

Основными направлениями деятельности данных учреждений являются:

Диагностика уровня психофизического развития и отклонений в поведении детей;

Образование детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и психического здоровья;

Организация коррекционно-развивающего и компенсирующего обучения;

Психокоррекционная и психопрофилактическая работа с детьми;

Проведение комплекса лечебно-оздоровительных мероприятий.

Для детей, нуждающихся в длительном лечении, существуют различные оздоровительные образовательные учреждения санаторного типа (санаторные школы-интернаты, санаторно-лесные школы, санаторные детские дома для детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей). Эти учреждения оказывают помощь семье в воспитании и получении образования, проведении реабилитационных и лечебно-оздоровительных мероприятий, адаптации к жизни в обществе, социальной защите и разностороннем развитии детей, нуждающихся в длительном лечении. В соответствии с типовым положением, утвержденным постановлением Правительства от 28.08.97 № 1117, в таких учреждениях могут открываться группы для детей дошкольного возраста.

Нередки случаи, когда дети с ОВЗ до 5-6-летнего возраста не посещали дошкольное образовательное учреждение. Для подготовки к обучению в школе предусмотрен ряд организационных форм. Для детей с выраженными отклонениями в развитии создаются дошкольные отделения (группы) при специальных (коррекционных) школах и школах-интернатах. Образовательные программы в них рассчитаны на 1-2 года, в течение которых у ребенка формируют предпосылки учебной деятельности в необходимой коррекционно-развивающей среде. Контингент таких отделений (групп) составляют преимущественно дети, у которых поздно выявлено отклонение в развитии, или дети, не имевшие ранее возможности посещать специализированное образовательное учреждение (например, при отсутствии детского сада компенсирующего вида в месте проживания семьи).

Кроме того, согласно инструктивному письму Министерства Образования России от 22.07.97 № 990/14-15 «О подготовке детей к школе», благоприятные условия для подготовки к школьному обучению могут быть созданы для детей 3-6 лет на базе ДОУ или для детей 5-6 лет на базе общеобразовательных учреждений («Школа дошкольника»). Для проведения занятий могут комплектоваться группы ориентированные на всестороннее развитие детей в соответствии с задачами дошкольного образования, консультативные группы для детей, посещающих занятия с логопедом, психологом, дефектологом. Количество занятий зависит от возраста ребенка.

Отбор детей с ОВЗ во все типы и виды образовательных учреждений осуществляет психолого-медико-педагогическая комиссия. Родители могут самостоятельно обратиться на прием в ПМПК, но чаще ребенка направляют специалисты из образовательного учреждения, которое посещает ребенок или из лечебно-профилактического учреждения (поликлиника, детская больница, сурдологический центр и др.). Комиссия дает заключение о состоянии психофизического развития ребенка и рекомендации о дальнейших формах обучения .


Похожая информация.