Биографии Характеристики Анализ

Профстандарт преподавателя утвержденный правительством рф. Профессиональный стандарт педагога дошкольного образования

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ «ПЕДАГОГ»

Профессиональный стандарт педагога- документ, включающий перечень профессиональных и личностных требований к учителю, воспитателю, действующий на всей территории Российской Федерации.

Федеральный закон от 03.12.2012 №236-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ и статью 1 ФЗ «О техническом регулировании» внес изменения, предусматривающие введение в трудовую сферу нового института- профессионального стандарта.

Глава 31 Трудового кодекса РФ от 30.12.2001 №197-ФЗ (далее ТК РФ) дополнена статьей 195.1 «Понятия квалификации работника, профессионального стандарта»

Квалификация работника- уровень знаний, умений, профессиональных навыков и опыта работы работника. Профессиональный стандарт- характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности.

Приказом Минтруда России от 18.10.2013 № 544 н утвержден профессиональный стандарт «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 № 23 утверждены Правила разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов.

Профессиональные стандарты применяются: Работодателями кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления; Образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ; При разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.

Три сферы практического применения профессиональных стандартов: Регулирование трудовых отношений Разработка профессиональных программ Разработка ФГОС профессионального образования

Профессиональный стандарт педагога применяется работодателями с 1 января 2015 года: При формировании кадровой политики и в управлении персоналом; Организации обучения и аттестации работников; Заключении трудовых договоров; Разработке должностных инструкций; Установлении оплаты труда.

ГБОУ ВПО г. Москвы «Московский городской психолого - педагогический университет» Центр образования №109 г. Москвы (директор-Ямбург Евгений Александрович- руководитель рабочей группы по разработке профстандарта педагога, сопредседатель Общественного совета при Минобрнауки России).

Вид профессиональной деятельности- совокупность обобщенных трудовых функций, имеющих близкий характер, результаты и условия труда. Обобщенная трудовая функция (ОТФ)- совокупность связанных между собой трудовых функций, сложившаяся в результате разделения труда в конкретном трудовом процессе. Трудовая функция- система трудовых действий в рамках обобщенной трудовой функции. Трудовое действие- процесс взаимодействия работника с предметом труда, при котором достигается определенная задача.

педагог дошкольного образования должен: Знать специфику дошкольного образования и особенности организации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста; Знать общие закономерности развития ребенка в раннем и дошкольном возрасте; особенности становления и развития детских деятельностей в раннем и дошкольном возрасте; Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности (предметно- мунипулятивную и игровую), обеспечивая развитие детей, организовывать совместную и самостоятельную деятельность дошкольников; Владеть теорией и педагогическими методиками физического, познавательного и личностного развития детей раннего и дошкольном возраста;

Уметь планировать и корректировать образовательные задачи (совместно с психологом и др. специалистами) по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей каждого ребенка; Реализовывать педагогические рекомендации специалистов (психолога, логопеда и др.) в работе с детьми, испытывающими трудности в освоении программы, или детьми особыми образовательными потребностями; Владеть методами и средствами анализа психолого - педагогического мониторинга позволяющего оценить результаты освоения детьми образовательных программ, степень сформированности у них необходимых интегрированных качеств детей дошкольного возраста, необходимых для дальнейшего обучения и развития в начальной школе; Владеть ИКТ- компетенциями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы.

Постановление правительства РФ от 08.08.2013 №678 «Об утверждении номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций »

номенклатуры должностей педагогических работников: Руководитель (заведующий) Музыкальный руководитель Инструктор по физической культуре Педагог- психолог Логопед Методист Старший воспитатель Воспитатель Тьютор Помощник воспитателя

Воспитатель (включая старшего) Должностные обязанности. Осуществлять деятельность по воспитанию детей в образовательных учреждениях; содействовать созданию благоприятных условий для индивидуального развития, нравственного формирования личности; создавать благоприятную микросреду и морально- психологический климат для каждого воспитанника; содействовать получению дополнительного образования через систему кружков, клубов, секций, организуемых в учреждении; соблюдать права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье, безопасность; проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием, в том числе с помощью электронных форм; координирует деятельность помощника воспитателя, младшего воспитателя. Старший воспитатель координирует деятельность воспитателей, оказывает методическую помощь, способствует обобщению передового педагогического опыта, повышению квалификации воспитателей, развитию их творческих инициатив.

Должен знать. Приоритетные направления развития образовательной системы РФ; законы и иные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; конвенцию о правах ребенка; педагогику, психологию; возрастную физиологию; методы и формы мониторинга; педагогическую этику; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы. Для старшего воспитателя- Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж работы в должности воспитателя не менее 2х лет.

помощник воспитателя Должностные обязанности. Участвует в планировании и организации жизнедеятельности воспитанников. Осуществляет под руководством воспитателя повседневную работу; совместно с медицинским работником и под руководством воспитателя обеспечивает сохранение и укрепление здоровья; проведение мероприятий; обеспечивает санитарное состояние помещений и оборудования; обеспечивает охрану жизни и здоровья воспитанников; взаимодействует с родителями.

Должен знать. Приоритетные направления развития образовательной системы РФ; законы и иные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; конвенцию о правах ребенка; педагогику; психологию; возрастную физиологию; основы доврачебной медицинской помощи; санитарно- гигиенические нормы содержания помещений и оборудования; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

Требования к квалификации. Среде (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

Младший воспитатель Должностные обязанности. Участвует в планировании организации жизнедеятельности воспитанников, проведении занятий, организуемых воспитателем. Осуществляет под руководством воспитателя повседневную работу, совместно с медицинским работником и под руководством воспитателя обеспечивает сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Обеспечивает состояние помещений и оборудования, соответствующие санитарно- гигиеническим нормам их содержания. взаимодействует с родителями воспитанников. выполняет правила по охране труда и пожарной безопасности.

Должен знать. законы и иные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; конвенцию о правах ребенка; основы педагогики, психологии; возрастной физиологии; гигиены, доврачебной помощи; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контакта с воспитанниками разного возраста, их родителями; правила охраны жизни и здоровья воспитанников, ухода за детьми; санитарно- гигиенические нормы содержания помещений, инвентаря; правила внутреннего трудового распорядка образовательного учреждения.

Требования к квалификации. Среднее профессиональное образование без предъявления требований к стажу работы или среднее (полное) общее образование и профессиональная подготовка в области образования и педагогики без предъявления требований к стажу работы.

Тьютор. Должностные обязанности. Организует процесс индивидуальной работы с воспитанниками по выявлению, формированию и развитию их познавательных процессов; совместно с воспитанниками распределяет и оценивает имеющиеся у него ресурсы всех видов для реализации поставленной цели; организует взаимодействие с родителями; способствует наиболее полной реализации творческого потенциала и познавательной активности; контролирует и оценивает эффективность построения и реализации образовательной программы (индивидуальной и образовательного учреждения).

Должен знать. Приоритетные направления развития образовательной системы РФ; законы и иные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность; конвенцию о правах ребенка; педагогику, психологию; возрастную физиологию; методы и формы мониторинга; педагогическую этику; основы экологии, экономики, социологии; трудовое законодательство; тьюторские технологии; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного, развивающего обучения; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; правила по охране труда и пожарной безопасности.

Требования к квалификации. Высшее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» и стаж педагогической работы не менее 2-х лет.

К педагогической деятельности не допускаются лица: Лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда; Имеющие или имевшие судимость за преступления, состав и виды которых установлены законодательством РФ; Признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке; Имеющие заболевания, предусмотренные установленным перечнем

На сегодняшний день дата начала применения профессионального стандарта «Педагог (воспитатель, учитель) перенесена на 1 сентября 2019г.


Посторонняя работа неизменно кажется легче, чем происходит на самом деле. Так и труд учителя, по представлениям большинства людей, сводится к проверке тетрадей и заполнению классного журнала. Мало кто догадывается, что помимо проведения занятий, преподаватели завалены бумажной рутиной. Составление отчетов, планов, выполнение указаний сверху, наподобие «сделай то, не знаю что и обязательно отчитайся». Нелегко.

А чтобы не столь сетовали на бумажные трудности, Министерство образования вводит профессиональный стандарт педагога с 2017 года.

Что это такое (мнение власть имущих)

Текущий ритм жизни требует постоянных нововведений. Сегодняшние ученики ровно не такие, какие были буквально лет 10 назад. К ним требуется сугубый подход педагога.

Профсандарт 2017 года включает в себя список документов, который содержит требования к личностным и квалификационным навыкам преподавателя. По мнению Министерства образования, этот перечень позволит увеличить интерес педагогического состава к своей работе. И, благодаря этому, современные дети начнут больше любить занятия и уроки.

С 1 января вводится профстандарт педагога 2017, утверждённый Правительством РФ. Это ключевой документ, в котором содержится перечень личностных и профессиональных компетенций специалиста.

Принятый документ станет основой проведения аттестации педагогов и присвоения квалификационных категорий. Его нормами будут руководствоваться, принимая на работу и формируя оплату труда. Конкретизируя знания и умения, которыми должен владеть педагогический работник, профстандарт в подробностях отображает его трудовые действия и разделяет их по модулям.

Профстандарт педагога: структура

Для создания всех профессиональных стандартов существует единая база - макет, включающий следующие пункты:

  1. Общая характеристика профессии. Название, деятельность работников, классификация по ОКВЭД и ОКЗ.
  2. Функциональная карта. Функции деятельности.
  3. Характеристика трудовых функций. Подробное описание знаний, умений и видов действий, которые осуществляют специалисты.
  4. Информация об организациях-разработчиках.

Структуру профстандарта педагога определяют две обобщенные составляющие:

  • базовая («три кита» педагогической деятельности - обучение, воспитание, развитие);
  • дополнительная (разработка проектов и реализация образовательных программ с учетом особенностей работы педагога).

Кроме того, профстандарт имеет два добавочных блока - «Математика» и «Русский язык». Отсюда следует, что, к примеру, квалификация учителя русского языка определяется пятью трудовыми функциями:

  1. Обучение.
  2. Воспитание.
  3. Развитие.
  4. Реализация образовательных программ.
  5. Блок «Русский язык».

Согласно Постановлению правительства № 584, переход на новые стандарты продолжится до 1 января 2020 года. Новый профстандарт не является жестко закрепленным, «монолитным» документом - он допускает возможность дополнения требований в зависимости от региональных особенностей и внутренних стандартов учреждений образования.

Пока же образовательные организации должны разработать поэтапный план перехода на профстандарт. Чтобы избежать ошибок при подготовке необходимой документации, примите участие в цикле вебинаров «Организация и документальное сопровождение применения профстандартов в колледже» .

В помощь руководителю! Скачайте Методические материалы по учету требований профессионального стандарта при приеме на работу (определение соответствия занимаемой должности, заключение трудового договора) в условиях применения профессионального стандарта педагога

Профстандарт для педагогов в 2017 году: новые задачи

Новый документ вводит пять дифференцированных уровней квалификации педагога. Они определяют требования к знаниям, умениям, навыкам и опыту, которые необходимы для выполнения трудовой функции. Стандарт подразумевает и перечень профессиональных компетенций. Например, для полноценной работы учителю нужно иметь восемнадцать основных навыков и умений. Особое внимание уделяется инклюзивному образованию, поддержке социально уязвимых и талантливых учеников.

Можно сказать, что современному педагогу отводится роль социального терапевта, который способен вовремя распознать педагогические и даже психологические проблемы ребенка. В сотрудничестве с узкими специалистами педагог должен выявлять и решать широкий круг проблем, возникших у обучающегося.

«Подводные камни» введения профстандарта «Педагог»

Сегодня в России более миллиона учителей. Одни из них готовы следовать новым правилам, а другие - нет. Главная проблема - отсутствие условий:

  1. Недостаточность материальной базы. Если школа намерена обучать особых детей, в здании должны быть предусмотрены лифты, пандусы, оборудованные туалеты и т.д.
  2. Дефицит узких специалистов. Чтобы педагог мог заниматься со всеми учениками, необходимы не только его знания, навыки и желание. В штат должны входить психологи, тьюторы, сурдопереводчики, дефектологи и медицинские работники.
  3. Нехватка методических материалов по работе с учащимися разных категорий.
  4. Слабая база подготовки и переподготовки учителей.
  5. Отсутствие процедуры аттестации, которая позволит объективно оценить усложнившуюся работу педагога и обеспечить его профессиональный рост.
  6. Перегруженность педагогов. Говоря о необходимости персонального подхода к каждому ученику, придется учесть, что практически все учителя сегодня работают на полторы-две ставки. Для выполнения требований стандарта нагрузка должна составлять не более двадцати часов в неделю.
  7. Недостаточная осведомленность представителей местных министерств и департаментов образования о том, что сегодня требуется от педагогов. Знания педагогики и психологии у руководителей минимальны.
  8. Возможность ухудшения отношений в педагогических коллективах. Появление системы должностей (ассистент и помощник учителя, учитель, старший и главный учитель, наставник и эксперт), по мнению многих специалистов, может негативно отразиться на системе образования и привести к оттоку кадров.

На фоне внедрения профстандарта «Педагог» все, кого он коснется, разделись на два лагеря - тех, кто уверен, что трудности преодолимы, и тех, кто называет документ очередной головной болью. Но так как от выполнения норм стандарта будет зависеть заработная плата педагога, и тем, и другим придется взяться за дело.

А пока школьной администрации необходимо разработать план поэтапного перехода на применение профстандартов и при этом учесть все изменения, которые произошли в течение 2016 года. В том числе и тот факт, что новый министр образования и науки Ольга Васильева озвучила ещё ряд нововведений в профессиональный стандарт учителя, а также перенос даты введения данного документа по просьбе педагогической общественности до 1 января 2018 года.

Как усовершенствовать работу своей организации, вы узнаете на онлайн-марафоне

Требования к педагогическим работникам, в том числе и к воспитателям дошкольных организаций, теперь будут урегулированы новым нормативным документом. С 01 января 2017 года вступил в силу Профстандарт Педагога, утвержденный Минтрудом РФ. Какие последствия для работодателя наступили в связи со вступлением в силу названного выше документа? Какие действия необходимо предпринять руководителю для применения профстандарта? Рассмотрим эти вопросы в настоящей статье.

В какие сроки начнет действовать профстандарт Педагога?

Как мы уже отметили выше, данный документ начал действовать еще с 01.01.2017 года. К счастью, это не означает, что прямо с начала нынешнего года работодатель должен строго руководствоваться этим профстандартом, а работники должны соответствовать требованиям, указанным в нем. Есть нормативные акты, которые позволят работодателю немного подготовиться к работе по профстандарту Педагога, утвержденному Минтрудом.

1. Проект Приказа Минтруда РФ, который приостанавливает действие профстандарта Педагога. В указанном правовом акте предлагается перенести срок начала действия профстандарта для педагогических сотрудников на 01 сентября 2019 года. Причинами переноса сроков являются следующие обстоятельства:

  • многочисленные обращения педагогических сотрудников и представителей профсоюзов о том, что работодатели и работники пока не готовы к применению профстандарта;
  • не сформирована единая система оценки уровня профессиональной компетенции педагогов;
  • федеральные государственные стандарты высшего и профессионального образования должны быть приведены в соответствие с профстандартом.

Пока данный документ находится только на стадии общественного обсуждения и еще не прошел процедуру регистрации в Минюсте. Мы следим за ходом принятия этого нормативного акта, и будем держать вас в курсе этого вопроса.

2. Постановление Правительства РФ от 27.06.2016 N 584. Данное правительственное постановление устанавливает особенности применения профстандартов в государственных и муниципальных учреждениях. Чиновники дали время указанным организациям, чтобы перейти на применение профстандарта вплоть до 01.01.2020 года.

Какие действия необходимо предпринять для перехода на профстандарт Педагога?

В указанном выше постановлении Правительства РФ отмечено, что до начала 2020 года государственные и муниципальные учреждения должны полностью перейти на применение профстандарта. Для этого потребуется утвердить план по организации применения профстандарта. Данный план должен включать в себя следующие сведения:

  • список профстандартов, которые подлежат применению в вашей организации;
  • о необходимости получения работниками дополнительного образования, профессионального обучения после проведения оценки соответствия их компетенции квалификационным требованиям, указанным в профстандарте, а также сведения о проведении данных мероприятий;
  • этапы применения профстандарта;
  • перечень внутренних документов организации, в которые необходимо будет внести изменения в связи с применением профстандарта (положение об аттестации, положение о премировании, должностные инструкции и т.д.).

Ознакомиться и скачать Профстандарт Педагога, утвержденный Минтрудом РФ, вы сможете по ссылке, размещенной в конце статьи.

Что делать, если к вам пришел кандидат мечты, однако он не подходит под требования профстандарта.

Из статьи вы узнаете:

Профстандарт педагога дошкольного образования

Система профессиональных стандартов в отношении наиболее распространенных и значимых профессий начала активно внедряться в России несколько лет назад. Тогда в соответствии с Распоряжением Правительства РФ от 31.03.2014 N 487-р «Об утверждении комплексного плана мероприятий по разработке профессиональных стандартов, их независимой профессионально-общественной экспертизе и применению на 2014 - 2016 годы» была начата обширная работа над формированием комплекса профстандартов , который на сегодняшний день уже охватывает более 30 отраслей экономики и социальной сферы.

Не пропустите: главная статья месяца от эксперта-практика

5 главных заблуждений про профстандарты.

Скачайте документы по теме:

По состоянию на 2017 год указанный комплекс насчитывает более 1000 профессиональных стандартов, которые применяются для регулирования работы специалистов в самых различных сферах. Для упорядочения этого перечня согласно Приказу Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 сентября 2014 г. N 667н «О реестре профессиональных стандартов (перечне видов профессиональной деятельности)» был сформирован информационный ресурс, содержащий постоянно обновляющуюся базу профстандартов.

Педагогическая деятельность рассматривается Министерством труда и занятости как одна из наиболее ответственных сфер деятельности. Именно поэтому профессиональные стандарты в данной области были утверждены одними из первых. При этом с учетом разностороннего и комплексного характера педагогической работы такие документы составлялись исходя из принципа максимальной универсальности.

Особые требования к претендентам на должность воспитателя

Поскольку работа воспитателя предполагает постоянный тесный контакт с детьми, эксперты при разработке профстандарта в ДОУ руководствовались в первую очередь необходимостью обеспечения их безопасности. В этой связи в данный профстандарт , помимо требований к образованию и квалификации, были включены особые условия, на соответствие которым работодатель обязан проверить каждого претендента на должность воспитателя в детском саду:

  • лишение права осуществлять любые виды педагогической деятельности, вступившее в силу на основании вынесенного судом приговора;
  • судимость за особые виды преступлений, перечисленных в ст. 331 ТК РФ;
  • недееспособность гражданина, установленная в порядке, определенном действующим законодательством;
  • наличие заболеваний, представляющих непосредственную опасность для лиц, контактирующих с носителем.

Применение профстандарта педагога дошкольного образования

Порядок применения профессиональных стандартов, включая профстандарт педагога дошкольного образования, регламентируется положениями ст. 195.3 ТК РФ. В частности, этот раздел данного нормативно-правового документа устанавливает, что применение конкретного профессионального стандарта является обязательным в случае, если такое требование установлено самим Трудовым кодексом или иными действующими нормативными актами.

При этом профстандарт воспитателя ДОУ не относится к таким документам, а значит, по смыслу абз.2 ст. 195.3 ТК РФ, его применение носит рекомендательный характер. В частности, данная статья предлагает работодателям использовать его для того, чтобы разрабатывать и устанавливать собственные требования к квалификации работников дошкольного образования.

Следует обратить особое внимание на сроки вступления в силу данного профстандарта. Так, в тексте приказа Минтруда № 544 содержится указание на то, что его положения начинают действовать с 1 января 2015 года. Однако в связи со сложностью разработки данного документа срок его вступления в действие был перенесен Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 25 декабря 2014 г. N 1115н «О внесении изменения в приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. N 544н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)"».

Обратите внимание! Окончательный вариант профстандарта воспитателя вступил в силу с 1 января 2017 года.

Использование профстандарта при недостаточной квалификации работника

Действующие нормативные документы не рассматривают несоответствие уровня квалификации или знаний работника требованиям профстандарта в качестве основания для его увольнения. Вместе с тем, на практике такое несоответствие может создать реальную проблему для работодателя, которому требуется наличие тех или иных профессиональных характеристик у данного сотрудника. В этой ситуации целесообразно обратить внимание п. 2 ч. 5 ст. 47 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который предоставляет работникам сферы образования право на прохождение обучения для повышения уровня их квалификации. При этом такое обучение следует организовывать не реже, чем один раз в три года.

Таким образом, профстандарт педагога дошкольного образования представляет собой исчерпывающее описание требований к профессиональным характеристикам такого специалиста, включая наличие у него специальных знаний и навыков, образования, квалификации и проч. При этом, однако, работодатель имеет право по своему усмотрению корректировать эти требования в целях применения в кадровой политике, обеспечивая тем самым их максимальное соответствие специфике работы своего учреждения. Это связано с тем, что профстандарт воспитателя по состоянию на 2017 год не входит в список профессиональных стандартов, которые являются обязательными к применению для работодателей.